Формирование устной речи слышащих детей и детей с нарушенным слухом

Педагогика сегодня » Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов » Формирование устной речи слышащих детей и детей с нарушенным слухом

Страница 2

Важным условием овладения звуковой структурой слова является одновременная отработка в произношении детей всех его основных компонентов и в первую очередь ритма в сочетании со слитностью, плавностью и выразительностью, а также важнейшими нормами орфоэпии. Опора на слуховое и слухо-зрительное восприятие образца слова, произнесенного учителем, дает возможность использовать естественные пути подражания. При этом совершенно необходимо учителю говорить нормально, без утрирования, с соблюдением норм орфоэпии, правильного ритма речи и выразительности. Воспринимая правильный образец слова или фразы слухо-зрительно, дети воспроизводят его, контролируя свое произношение постепенно совершенствуя его, приближают к норме. При таком условии ребенок овладевает стереотипом нормированного произношения слова.

Устная речь глухого считается полноценной только тогда, когда все произносительные навыки автоматизированы. Каждый навык произношения того или иного элемента устой речи нужно закреплять в отдельности и в совокупности с другими. Формирования этого навыка в целом следует осуществлять одновременно с отработкой темпа речи, словесного ударения, орфоэпии, интонации. Оценивая фонетическое оформление речи глухого с точки зрения тех, кто ее воспринимает, следует на ряду со степенью ее разборчивости иметь в виду еще и такой критерий, как мера естественности звучания речи, т.е. мера его сближения к обычному произношению нормально слышащих и говорящих людей. Сюда относится и качество голоса, и качество звучания фонем, и соблюдения ударения, орфоэпических норм в словах, и фразовая интонация со всеми ее компонентами (мелодическим, динамическим и темпоральным), темп речи и ее общая выразительность. Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь как способ общения глухого с окружающими, следует считать, что одна из главных задач обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную выразительность их устной речи.

Можно сделать вывод, что усвоение звуков в произношении в норме осуществляется в соответствии их артикуляторными свойствами, а восприятие на слух в соответствии с акустическими свойствами. Наблюдается тесное взаимодействие слуха и произношения в момент формирования собственно произношения при ведущей роли слухового анализатора, т.к. слуховой анализатор выполняет функцию контроля и стимулирования.

Для неслышащих детей, поскольку существенной предпосылкой рефлекторного проговаривания ими воспринимаемых зрительно, на слух, слухо-зрительно слов и словосочетаний служит тождественность его произношения с произношением говорящего, представляется важным соблюдение в речи глухого словесного ударения, интонации и орфоэпических норм.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Контроль и оценка технической подготовленности волейболистов в тренировочном процессе
Анализ научной литературы выявил, что педагогического наблюдения лишь за соревновательной деятельности недостаточно. Для получения наиболее достоверных данных нужен так же и контроль над технической подготовленностью в тренировочном процессе. Так как в ходе тренировочного процесса, при выполнении у ...

Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания
В последние годы в психолого-педагогической науке предложено немало способов выделениям адекватного предмета теоретического анализа связи учащегося с социокультурной средой и процесса развития (Коул, 1997); «ниши развития» учащегося в рамках повседневных практик его окружения; культурных практик ка ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru