Формирование устной речи слышащих детей и детей с нарушенным слухом

Педагогика сегодня » Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов » Формирование устной речи слышащих детей и детей с нарушенным слухом

Страница 1

Формирование фонетической стороны устной речи у слышащего ребенка обеспечивается деятельностью слухового и речедвигательного анализаторов при некотором участии зрительного. В условиях нормального развития слуху принадлежит основная роль в восприятии чужой речи, служащей образцом, к которому стремится начинающий говорить ребенок, и ведущая роль в совместной деятельности слухового и речедвигательного анализаторов при контроле над собственным произношением. Воспринимая речь окружающих, подражая ей, ребенок постепенно овладевает теми тонкими слуховыми и речедвигательными дифференцировками, которые необходимы для полного понимания речи и правильного произношения. Становление произношения изучалось А.М. Гвоздевым, А.Д. Салаховой, В.И. Бельтюковым.

Известно, что функция слухового анализатора развивается быстрыми темпами: еще не родившийся ребенок реагирует на громкие звуки. С 2 месяцев – на интонацию, около года – начинает воспроизводить ритмическую структуру слова, к 2 годам – по данным Н.Х. Швачкина дети могут различать на слух все фонемы родного языка.

На стадии гуления (3 месяца) ребенок произносит различные комплексы звуков. Эти звуки не зависят от слухового восприятия речи окружающих, звуки появляются на базе врожденных координаций, связанных с актами сосания, глотания, дыхания, т.е. получается все “нечаянно”. На этой же стадии у ребенка в результате автоимитации впервые начинает складываться взаимосвязь между работой речевых органов и соответствующими слуховыми раздражителями (ребенок начинает подражать сам себе). Гуление и имитация есть и у глухих, но слышащий повторяет на основе слухового восприятия, а глухой на вибрации в произношении.

Интенсивный процесс накопления звуков происходит после 6 месяцев, появляются эхололические реакции: ребенок делает попытки подражать речи окружающих, уже на основе слухового восприятия речи окружающих. Значительность лепета состоит в том, что

Лепет обеспечивает общую упражняемость артикуляторного аппарата.

На основе аутоэхололии и эхололии устанавливаются моторно-акустические связи.

Слышащий ребенок овладевает речью на основе подражания. Когда на стадии лепета ребенок переходит от самоподражания к подражанию речи окружающих, развитие его собственной речи вступает в принципиально иную фазу. Именно с этого момента начинается формирование той фонетической системы, которая характерна для данного языка.

Подражая речи говорящих, ребенок постепенно из всего многообразия звуков, бывших в его лепете, закрепляет в собственном произношении звуки, присущие родному языку. Воспроизведение же нетипичных звуков и их сочетаний, не встречая подкрепления, затормаживается. Речь окружающих людей служит для начинающих говорить образцом, по которому он строит собственную.

На стадии формирования собственного произношения ребенок начинает более тонко и дифференцировано воспринимать слова и фразы. В переходный момент от лепета к собственному произношению наблюдается обеднение звукового состава речи ребенка. У некоторых детей возникает период немоты. Это явление тесно связано с психологическими факторами: ребенок сталкивается с необходимостью немотивированного использования звуков.

Сроки овладения звуками очень индивидуальны, но к 6 годам должно быть завершено. Девочки овладевают звуками родного языка быстрее, чем мальчики. Звуковой состав языка усваивается в процессе усвоения произношения слов и фраз. Мальчики и девочки словами овладевают одинаково.

В момент становления произношения дети, как правило, лучше слышат те звуки, которые они умеют произносить, т.е. речедвигательный анализатор оказывает определенное внимание на слуховое восприятие.

Как отмечается в работах В. И. Бельтюкова, К. А. Волковой, Ф. Ф. Рау и других, устная речь глухих школьников характеризуется как монотонная, маловыразительная, бедная по эмоциональной окраске. Нарушениями, не считая дефекты звукопроизношения, являются замедленный темп речи, нарушение его тембра, неправильные паузы. В речи неслышащих детей недостаточно развиты, а в некоторых случаях не сформированы основные элементы интонационной структуры языка: естественное звучание голоса, различные модификации его мелодического рисунка, динамические изменения, словесное и логическое ударения, нормальные темп речи.

Нарушения указанных структур приводят к тому, что даже при достаточно хорошем звуковом составе речи неслышащего школьника звучит неестественно, недостаточно понятна слышащим. Это существенно затрудняет устную коммуникацию глухих со слышащими. Обеспечить максимальную выразительность произношения глухого и тем самым приблизить речь к живой речи окружающих – одна из самых важных и трудных задач специальной школы. В связи с этим весьма важны поиски путей совершенствования произносительной стороны устной речи школьниками с недостатками слуха.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Элективный курс «Задачи с параметрами», как возможность применение идей тьюторского движения
Для жизни в современном информационном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении применять индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Человек с развитым математическ ...

Ошибки начинающего оратора
Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, ...

Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников
Развивающемуся демократическому обществу нужны образованные, коммуникабельные и высоконравственные люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, умеющие вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru