Общая характеристика устной речи

Страница 1

Устная речь располагает определенными звуковыми средствами для выражения и различения смысла. Эти средства образуют фонетическую систему языка. Основными элементами фонетической системы являются фонемы, словесное ударение и интонация. По определению фонетистов (Зиндера, М.И. Матусевич) фонема является наименьшей звуковой единицей языка. Фонема выполняет 2 функции – образующую (благодаря фонемам каждое слово имеет свой звуковой облик) и смыслоразличительную (с помощью фонем различаются слова и морфемы КИТ - КОТ). Каждая фонема имеет свои акустические и артикуляторные свойства, которые могут видоизменяться в речевом потоке (например: красота [кръсlта]). В фонетике варианты фонем называются аллофонами. Основной вариант фонем выявляется при изолированном произношении или в ударном слоге.

СЛОГ – по мнению психолингвистов и фонетистов, это такая частица языка, которая представляет определенную реальность для говорящего и для слушающего. Слог никаких функций не выполняет и смысла не имеет, но все начинается со слога. Установлено, что слог наименьшее естественно произносимая и воспринимаемая единица языка. В слоге наблюдается максимальное акустическое и артикуляторное слияние звуков. Произношение слога осуществляется единым мускульным напряжением и, работая над выразительностью устной речи необходимо учитывать такое явление, как слог, и формировать умение произносить не отдельные звуки, а слияния звуков в слоге.

В речевом потоке звуки объединяются в слова за счет наличия слогов и словесного ударения. Каждое слово благодаря словесному ударению имеет свою ритмическую структуру. По мнению психофизиологов А.А. Леонтьева, Л.А. Чистович именно ритмическая структура слов помогает их узнаванию при плохой слышимости. Количество ударных слогов во фразе помогает определить количество слов. Словесное ударение выполняет:

Словообразующую функцию – с помощью этой функции звуки звучат как слова.

Смыслоразличительную функцию – замок – замок, пили – пили и др.

Для русского словесного ударения характерна разноместность и подвижность.

Значимым компонентом фонетической системы является также интонация, с помощью которой слова объединены в синтагмы и фразы. Синтагмы – это слова, объединенные по смыслу (хорошая погода), т.е. словосочетания. Интонация в фонетике рассматривается в двух аспектах:

1. Коммуникативный аспект. В этом аспекте интонация имеет следующие значения:

а) интонация является средством членения речи на предложения

б) интонация служит для различения типов предложения

в) интонация является средством актуального чтения предложения с помощью логического ударения (казнить нельзя помиловать)

г) интонация является средством членения фразы на синтагмы (разное ударение + интонация = разное значение)

д) для обозначения окончания высказывания.

2. Эмоциональный аспект. В этом аспекте интонация рассматривается как выражение эмоций, как желание говорящего воздействовать на слушающего.

Любые звуки имеют свои акустические характеристики. С точки зрения акустики звук представляет собой колебания частиц воздуха. Все звуки и речевые и не речевые делятся на тоны и шумы. Тоны образуются за счет гармоничных колебаний (муз. инструмент, произношение гласных звуков), шумы образуются за счет не гармоничных колебаний (шум, треск, гром, произношение согласных звуков). Источником звука в речевом аппарате являются голосовые связки и гортань. Шумовыми источниками являются различные преграды, образующиеся языком, губами, зубами и мягким нёбом.

В каждом звуке выделяются характеристики:

частота

сила (интенсивность)

тембр

длительность звучания

Частота – это показатель числа колебаний в секунду, производящихся звуком. Чем больше колебаний в секунду, тем звук воспринимается как более высокий, и наоборот.

Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 12-14 Гц до 24-28тыс. Гц. Также звуки делятся на низкочастотные (до 500 Гц), среднечастотные (от 500 – 3000 Гц) и высокочастотные (от 3000 до 8000 Гц). Слуховая чувствительность к частотам зависит от возраста, так: с возрастом уменьшается чувствительность к различению высоких частот. По данным Л.В. Егорова дети 1,5 – 2,5 лет нормально воспринимают звуки, которые громче (сильнее) на 17-28 дБ, по сравнению с восприятием взрослых. Норма достигается к 12-14 годам. Чем выше порог чувствительности, тем хуже, т.е. слышит только высокие, а низкие звуки не слышит. Интенсивность звука помогает воспринимать интонацию и обеспечивает внятность произношения. Частотная характеристика звуков речи является наиболее значимой при различении одного звука от другого.

Сила (интенсивность) звука – физическое понятие, это количество энергии, проходящей через 1см2 S за 1 сек. У человека S – барабанная перепонка. Сила – объективный показатель громкости звуков, его можно зафиксировать. Он измеряется в дБ. Громкость – это субъективное восприятие силы звука. Громкость зависит от амплитуды колебания звуковой волны. Человеческое ухо воспринимает звуки от 0 до 120 дБ. 0 дБ принято называть порогом слышимости для частот 1000Гц. Едва слышимый звук – это порог чувствительности для данного звука. Область неприятных болевых ощущений при восприятии звука называется порогом дискомфорта. Для звука 125Гц порог дискомфорта наступает при интенсивности 80 дБ. Разница между порогом слышимости и порогом дискомфорта называется динамическим диапазоном. Тембр – окраска звука, благодаря которой мы можем различить источники звучания при восприятии звуков одинаковой силой и частотой. Тембровую окраску звуку предают обертоны, которые зависят от резонатора – глотка, гортань, носоглотка, ротовая полость. Тембральная характеристика значима для восприятия эмоционального аспекта интонации. Длительность звучания – означает временную продолжительность звучания. Важна для словесного ударения, ритмической организации и интонации.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие и сущность профессиональных качеств педагога
Общеизвестно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его пр ...

Составить и провести подготовительную часть урока в парах
Урок по физкультуре состоит из трех частей - подготовительной - 8-12 минут, основной - 28-32 минуты, заключительной - 2-5 минут. Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы: подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач, подготовит ...

Индивидуальный подход в педагогике
В человеческом обществе развитие проявляется как общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru