Роль устной речи в жизнедеятельности человека

Рассматривая выразительность речи, мы не можем не разобраться в том - а что же такое устная речь вообще. Говоря о речи, мы будем иметь в виду речевую деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский) речь рассматривается, как 3 совокупных акта: говорение, восприятие и понимание. Именно в речевой деятельности реализуется звуковая система. Эта реализация может осуществляться в различных формах: с помощью звуков (устная речь), графических знаков (письменная речь), дактилем (дактильная речь). В нашей жизни главную роль занимает устная речь. Приоритетность устной речи связана с удобством и доступностью её использования.

С помощью ограниченного количества звуковых форм (фонемы), мы можем обозначить все (в русском языке 42 фонемы). Все остальные формы речи являются вторичными по отношению к устной речи.

Устная речь выполняет ряд значимых функций:

Коммуникативная форма (общение).

Язык впервые возник из-за потребности в общении. Устная речь наиболее доступна, без дополнительных средств мы можем сообщать и воспринимать её. Ребенок рождается уже с программой к устной речи.

Орудие познания. С помощью устной речи человек усваивает язык, с помощью которого человечество фиксирует свои знания.

Орудие интеллектуальной деятельности. Вершиной развития человека является формирование у него словесно-логического мышления. Опорой для словесно-логического мышления являются слуховые и кинестетические образы, которые формируются в коре головного мозга в процессе устной речевой деятельности.

У ребенка формируется сначала наглядно-практическое мышление, затем речь.

У глухого, не владеющего устной речью, процесс формирования развития словесно-логического мышления будет отставать от слышащего ребенка. Однако функция орудия мыслительной деятельности у глухого может быть компенсирована за счет письменной речи и дактилологии. Вторая функция тоже может быть восполнена за счет письменной речи, но будет замедлена.

Коммуникативная потребность не компенсируется и без устной речи не происходит полной интеграции, что приводит к затруднению социализации – мир для глухого ребенка ограничен. Коммуникативная функция самая весомая.

Материалы о воспитании и обучении:

Воспитательный аспект обучения
Педагогическое содержание цели или воспитательный аспект иноязычной культуры во-первых, пронизывает все существо учебного процесса: воспитывает все – и содержание текста, и то, как он напечатан, и то, что говорит учитель, и то, как он это говорит. Во – вторых, воспитание как процесс едино и неделим ...

Особенности психологического климата в педагогическом коллективе
По мнению известного российского психолога Б. Д. Парыгина, понятие «социалъно-психологический климат коллектива» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управле ...

Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Витраж в интерьере»
Профессиональное развитие преподавателей учреждений СПО определяется характером и содержанием их педагогической деятельности и ее структурных компонентов. «Методика профессионального развития преподавателей учреждений СПО включает следующие положения – обогащение социально-профессиональной направле ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru