Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития

Педагогика сегодня » Особенности использования развивающих игр, способствующих развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития » Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития

Страница 4

Для развития вербального воображения детей с ЗПР, т. е. непосредственно связанного с речью предлагаем провести следующие развивающие игры:

1. Игра «Необычное животное». Цель: развитие вербального воображения, мышления, речи. Оборудование: карточки с изображениями птицы, рыбы, кошки, зайца. Ход игры: психолог прикрепляет к магнитной доске карточки к игре и просит детей представить необычное животное, которое обладает некоторыми особенностями внешнего вида и способностями, присущими животным, изображенным на картинках. Затем предлагает детям придумать название необычному животному и составить о нем рассказ.

2. «Почему это произошло?». Цель: развитие вербального воображения, мышления, речи. Ход игры: психолог предлагает детям назвать возможные причины возникновения каждой из заданных ситуаций. Например, если дана ситуация «Автобус остановился», то объяснения могут быть следующими:

- Автобус остановился у светофора.

—Автобус остановился, потому что подъехал к остановке.

—Автобус остановился из-за того, что закончился бензин.

— Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака. И т.п.

Стимульный материал:

Мужчина снял шляпу.

Девочка сидела на берегу реки.

Мальчик не принес из леса ни одного гриба.

В доме погас свет.

Все окна в квартире были распахнуты настежь.

Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку. Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал большее количество фишек.

3. «Исследовательские вопросы». Цель: развитие воображения, мышления, речи. Ход игры: психолог говорит детям: «Давайте выберем водящего. Водящий задумывает какой-нибудь предмет, а мы будем задавать ему вопросы, чтобы узнать, что он задумал. Водящий может отвечать на вопросы только словами «да» и «нет». Выигрывает ребенок, который первым угадал задуманный предмет. Он становится водящим, игра продолжается.

4. «Сказочный город». Цель: развитие воображения, мышления, речи. Ход игры: психолог говорит детям: «Представьте, что вы попали в сказочный город. Расскажите о нем». Дети поочередно рассказывают о своих фантазиях. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный и оригинальный образ сказочного города.

5. «Королевство сказок». Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе. Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка). Ход игры: психолог раздает детям листы бумаги, простые и цветные карандаши. Каждый ребенок рисует любимого сказочного героя. По окончании рисования дети демонстрируют свои работы и рассказывают о характерах героев, изображенных на рисунках. Взрослый предлагает детям представить, что все сказочные персонажи живут в одном королевстве, и сочинить об этом сказку. Дети, принимая во внимание черты характера героев (Буратино — шалун, Красная шапочка — добрая и доверчивая. Золушка — заботливая и скромная и т.п.), подбирают им подходящие профессии, увлечения и составляют коллективную сказочную историю. Взрослый следит за тем, чтобы персонажи взаимодействовали в воображаемых событиях.

Игры для развития невербального воображения подобранны по трем направлениям:

игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т. п.)

игры предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.

артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений.

Создание образов на основе заданных элементов.

1. Игра «Орнамент». Цель: развитие воображения, графических навыков, художественного вкуса, знакомство с этническими орнаментами. Оборудование: образцы орнаментов, характерных для различных этнических культур; карточки с изображением незаконченного орнамента (по количеству детей); набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка). Ход игры: психолог рассказывает детям о различных способах украшения изделий народного промысла, объясняет назначение орнаментальных украшений, показывает варианты узоров, характерных для той или иной этнической культуры, и способы рисования орнамента. Затем он раздает детям карточки к игре и говорит: «Теперь вы знаете, как можно создать при помощи ритмически повторяющихся элементов красивый орнамент. Рассмотрите незаконченные узоры, дополните их и раскрасьте цветными карандашами (красками)». Выигрывает ребенок, который создал на основе предложенного шаблона самый красивый орнамент.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Уроки мастерства
С особенностями карельской кухни и ремёслами учащиеся знакомятся на уроках технологии. Здесь изучают народную вышивку, ткачество, работают с берестой и соломой. Одновременно знакомятся с карельскими поговорками, пословицами, загадками, иллюстрирующими обычаи, сложившиеся у народа. На уроках труда с ...

Театр
Народный театр зародился в глубокой древности: в играх, сопровождающих охотничьи и земледельческие праздники, где содержались элементы перевоплощения. Народный театр органически связан с устным народным творчеством. Театрализация действия присутствует в календарных и семейных обрядах (святочные ряж ...

Медико-физиологическая характеристика детей с умственной отсталостью
Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них неподвижны, страдают расстройствами урологических фу ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru