Значение игры в развитии воображения старших дошкольников с ЗПР

Страница 6

Для оценки результатов особенностей творческого воображения использовались показатели:

1. Сюжет сказки: бытовой, сказочный, приключенческий. Наличие сюжетных линий, их взаимосвязи.

2. Композиция сказки: наличие зачина, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки.

3. Наличие главных и второстепенных героев, степень развернутости их характеристик.

4. Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6. Наличие идеи сказки: насколько она четко сформирована и, значит, осознана.

Творческое воображение на основе придумывания сказок делится на:

-высокий уровень - ребенок набрал от 21 до 30 баллов.

-средний уровень - ребенок набрал от 11 до 20 баллов.

-низкий уровень - ребенок набрал от 1 до 10 баллов.

Каждый из показателей оценивается в баллах, за насыщенный показатель 5 баллов, чем меньше насыщенность показателя - тем меньше балл. Максимальное число баллов - 30.

Исходя из итогов проведенного эксперимента, мы сделали выводы, что уровень сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР достаточно различен. Перейдем к анализу полученных нами фактических данных по выполнению экспериментальных заданий.

Методика №1 «Свободный рисунок».

Цель: определение уровня сформированности невербального воображения.

Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показало, что у 10% дошкольников (Кристина О.) выявлен высокий уровень успешности, т. е. ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. У 50% дошкольников (Коля Д., Алина Ш., Ира К., Надя У., Саша С.) – средний уровень успешности, т. е. ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 30% детей (Игорь Н., Саша Д., Артем З.) выполнили задание в соответствии с низким уровнем успешности, т. е. ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. И, наконец, 10 % детей (Виталя Н.) выполнили задание в соответствии с очень низким уровнем, т.е. за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. На очень высоком уровне не оказалось ни одного ребенка, не было таких рисунков, которые оказали бы на зрителя большое впечатление и свидетельствовали бы о незаурядной фантазии.

Довольно многочисленная часть испытуемых сразу после инструкции взрослого к выполнению задания не приступала. Дети чувствовали себя растерянно, без повторного произнесения инструкции экспериментатором, они не могли понять задание.

Методика №2. «Неоконченный рисунок».

Цель: Выявление способности к воображению и целостному восприятию.

I этап.

Результаты исследования воссоздающего воображения показали: 20% детей (Кристина О., Алина Ш.) – достигли высокого уровня, т. е. ребенок по фрагменту изображения "А" сумел сразу или не сразу, а, подумав немного, правильно определить, что на целом рисунке собака. У 50% дошкольников с задержкой психического развития (Надя У., Коля Д., Ира К., Саша С., Артем З.) выявлен средний уровень успешности, т. е. испытуемый установил, что на данном рисунке изображена собака только по фрагменту изображения "Б". 30% детей (Виталя Н., Игорь Н., Саша Д.) достигли только низкого уровня успешности, т. е. ребенок определил, что эта собака, только по фрагменту изображения "В" или догадался, что это собака, лишь по фрагменту "Г".

II этап.

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют, что высокий уровень успешности выявлен у 10% детей с задержкой психического развития (Кристина О.), этот ребенок за 1 минуту смог назвать от 6 до 9 предметов. На этом уровне успешности дети, как правило, внимательно выслушивали задание, работали сосредоточенно, с ответом не спешили, отвечали уверенно и правильно.

У 50% дошкольников (Коля Д., Артем З., Саша Д. Надя У., Алина Ш.) выявлен средний уровень успешности, т. е. за 1 минуту ребенок назвал 4 или 5 предметов. Воссоздающее воображение детей на среднем уровне отличалось меньшей самостоятельностью в плане самоорганизации (дети нуждались в постоянном внешнем дисциплинировании их труда), а также некоторым снижением ее качества. Так, они называли меньше предметов, не делая попыток исправиться. Наибольшие затруднения они испытывали при назывании таких предметов как «магнитофон», «велосипед», «молоток», «голова человека».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Способы печати линогравюры
По способам печати всё многообразие приёмов и разновидностей техник сводится к трём видам. Первым из них является высокая печать. В этой технике отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. В полиграфии доска, с которой печатается большой тирах оттисков, называется клише. Вторым ...

Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспи ...

Понятие педагогической системы
В учебной и научной педагогической литературе до настоящего времени не сформулировано чёткое понятие "педагогическая система", не дано ясное представление о её структуре и функции. Это обстоятельство привело к тому, что термин "педагогическая система" употребляется в различных к ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru