Значение игры в развитии воображения старших дошкольников с ЗПР

Страница 5

0-2 балла – очень низкий.

Методика №2. «Неоконченный рисунок».

Цель: Выявление способности к воображению и целостному восприятию.

Состоит из III этапов:

I этап:

Материал: блок последовательных рисунков, завершающихся полным изображением собаки;

Методика проведения: ребенку предъявлялись по очереди каждый блок от А до Г и спрашивалось, что здесь нарисовано. Чем быстрее ребенок справлялся с этим заданием, тем лучше у него было развито воссоздающее воображение.

На этом этапе воссоздающее воображение делится на:

-высокий уровень - ребенок по фрагменту изображения "А" сумел сразу или не сразу, а подумав немного, правильно определить, что на целом рисунке собака.

-средний уровень - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака только по фрагменту изображения "Б".

-низкий уровень - ребенок определил, что эта собака, только по фрагменту изображения "В" или догадался, что это собака, лишь по фрагменту "Г".

II этап:

Стимульный материал: 9 прямоугольников, соединенных вместе, на которых контуром с разрывами изображены предметы.

Методика проведения: ребенок должен был последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из прямоугольников.

На всю работу давалась 1 минута. По окончанию одной минуты, подсчитывалось, сколько картинок правильно определил ребенок. Это характеризовало интенсивность его воссоздающего воображения.

Ключ к заданию: собака, дом, голова человека, автомобиль, магнитофон, рука, рыба, велосипед, молоток.

На этом этапе воссоздающее воображение делится на:

-высокий уровень - за 1 минуту ребенок назвал от 6 до 9 предметов.

-средний уровень - за 1 минуту ребенок назвал 4 или 5 предметов.

-низкий уровень - за 1 минуту ребенок назвал от 1 до 3 предметов или не назвал ни одного предмета.

III этап:

Материал: контурное изображение с разрывами.

Методика проведения: ребенок должен был назвать, что здесь нарисовано и что делают персонажи.

Это задание хорошо развивает воссоздающее воображение.

Ключ к заданию: ребенок, играющий с собакой.

На этом этапе воссоздающее воображение распределяется на:

-высокий уровень - ребенок отвечает сразу или, подумав, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, что мальчик играет с собакой.

-средний уровень - ребенок только с помощью взрослого понимает, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, что бегают или гоняются.

-низкий уровень - ребенок только с помощью взрослого, но все равно, с трудом, понимает, что нарисован мальчик и собака, или даже с помощью взрослого не понимает что нарисовано. И следовательно, не может ответить на вопрос "Что делают?" даже если им показать такое целое изображение мальчика и собаки.

Методика №3. «Придумай игру».

Цель: выявление уровня развития творческого воображения.

Методика проведения: ребенок получает задание за 5 мин. Придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

Как называется игра?

В чем она состоит?

Сколько человек необходимо для игры?

Какие роли получают участники в игре?

Как будет проходить игра?

Каковы правила игры?

Чем должна будет закончиться игра?

Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных учеников?

Оценка результатов:

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые не должны, однако, подсказывать ответ.

Критерии оценки:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

Наличие в игре определенных правил.

Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов – полное отсутствие в игре любого из перечисленных критериев (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).

1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Высшая оценка – 10 баллов.

Уровни успешности:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень низкий

Методика №4 «Придумай сказку».

Цель: Изучение творческого воображения дошкольников на основе придумывания сказок

Методика проведения: ребенка просили сочинить сказку на свободно выбранную тему, а затем пересказать ее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем
«Всё течёт, всё изменяется» – истина древняя, как Мир. Во всяком случае, она сформулирована уже тогда, когда человек стал осмысливать наблюдаемые вокруг себя явления. Эта истина подчёркивает, что всё сущее не прекращает изменения своего образа, и в этом заключается суть непрерывного образования. Та ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Семейное воспитание детей в духе православия
Воспитание самых младших детей Среди средств, пригодных для религиозного воспитания детей самого малого возраста, можно указать: 1) на окружающую дитя внешнюю обстановку, 2) на образ жизни взрослых, поскольку они соприкасаются с детьми, 3) на частое благоговейное осенение детей крестным знамением, ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru