0-2 балла – очень низкий.
Методика №2. «Неоконченный рисунок».
Цель: Выявление способности к воображению и целостному восприятию.
Состоит из III этапов:
I этап:
Материал: блок последовательных рисунков, завершающихся полным изображением собаки;
Методика проведения: ребенку предъявлялись по очереди каждый блок от А до Г и спрашивалось, что здесь нарисовано. Чем быстрее ребенок справлялся с этим заданием, тем лучше у него было развито воссоздающее воображение.
На этом этапе воссоздающее воображение делится на:
-высокий уровень - ребенок по фрагменту изображения "А" сумел сразу или не сразу, а подумав немного, правильно определить, что на целом рисунке собака.
-средний уровень - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака только по фрагменту изображения "Б".
-низкий уровень - ребенок определил, что эта собака, только по фрагменту изображения "В" или догадался, что это собака, лишь по фрагменту "Г".
II этап:
Стимульный материал: 9 прямоугольников, соединенных вместе, на которых контуром с разрывами изображены предметы.
Методика проведения: ребенок должен был последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из прямоугольников.
На всю работу давалась 1 минута. По окончанию одной минуты, подсчитывалось, сколько картинок правильно определил ребенок. Это характеризовало интенсивность его воссоздающего воображения.
Ключ к заданию: собака, дом, голова человека, автомобиль, магнитофон, рука, рыба, велосипед, молоток.
На этом этапе воссоздающее воображение делится на:
-высокий уровень - за 1 минуту ребенок назвал от 6 до 9 предметов.
-средний уровень - за 1 минуту ребенок назвал 4 или 5 предметов.
-низкий уровень - за 1 минуту ребенок назвал от 1 до 3 предметов или не назвал ни одного предмета.
III этап:
Материал: контурное изображение с разрывами.
Методика проведения: ребенок должен был назвать, что здесь нарисовано и что делают персонажи.
Это задание хорошо развивает воссоздающее воображение.
Ключ к заданию: ребенок, играющий с собакой.
На этом этапе воссоздающее воображение распределяется на:
-высокий уровень - ребенок отвечает сразу или, подумав, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, что мальчик играет с собакой.
-средний уровень - ребенок только с помощью взрослого понимает, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, что бегают или гоняются.
-низкий уровень - ребенок только с помощью взрослого, но все равно, с трудом, понимает, что нарисован мальчик и собака, или даже с помощью взрослого не понимает что нарисовано. И следовательно, не может ответить на вопрос "Что делают?" даже если им показать такое целое изображение мальчика и собаки.
Методика №3. «Придумай игру».
Цель: выявление уровня развития творческого воображения.
Методика проведения: ребенок получает задание за 5 мин. Придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
Как называется игра?
В чем она состоит?
Сколько человек необходимо для игры?
Какие роли получают участники в игре?
Как будет проходить игра?
Каковы правила игры?
Чем должна будет закончиться игра?
Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных учеников?
Оценка результатов:
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые не должны, однако, подсказывать ответ.
Критерии оценки:
Оригинальность и новизна.
Продуманность условий.
Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
Наличие в игре определенных правил.
Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов – полное отсутствие в игре любого из перечисленных критериев (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).
1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.
2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
Высшая оценка – 10 баллов.
Уровни успешности:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
6-7 баллов – средний;
4-5 баллов – низкий;
0-3 балла – очень низкий
Методика №4 «Придумай сказку».
Цель: Изучение творческого воображения дошкольников на основе придумывания сказок
Методика проведения: ребенка просили сочинить сказку на свободно выбранную тему, а затем пересказать ее.
Материалы о воспитании и обучении:
Особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития. Известно, что воображение с ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений
на воспитание ребенка в семье
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ «Новогеоргиевской СОШ» Шимановского района, целью которой являлась социально-педагогическая помощь семьям в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание. Выборку составило 15 семей. Приняли активное участи ...
Проблема «интереса» в контексте музыкального воспитания старших
дошкольников
Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабале ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.