Значение игры в развитии воображения старших дошкольников с ЗПР

Страница 5

0-2 балла – очень низкий.

Методика №2. «Неоконченный рисунок».

Цель: Выявление способности к воображению и целостному восприятию.

Состоит из III этапов:

I этап:

Материал: блок последовательных рисунков, завершающихся полным изображением собаки;

Методика проведения: ребенку предъявлялись по очереди каждый блок от А до Г и спрашивалось, что здесь нарисовано. Чем быстрее ребенок справлялся с этим заданием, тем лучше у него было развито воссоздающее воображение.

На этом этапе воссоздающее воображение делится на:

-высокий уровень - ребенок по фрагменту изображения "А" сумел сразу или не сразу, а подумав немного, правильно определить, что на целом рисунке собака.

-средний уровень - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака только по фрагменту изображения "Б".

-низкий уровень - ребенок определил, что эта собака, только по фрагменту изображения "В" или догадался, что это собака, лишь по фрагменту "Г".

II этап:

Стимульный материал: 9 прямоугольников, соединенных вместе, на которых контуром с разрывами изображены предметы.

Методика проведения: ребенок должен был последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из прямоугольников.

На всю работу давалась 1 минута. По окончанию одной минуты, подсчитывалось, сколько картинок правильно определил ребенок. Это характеризовало интенсивность его воссоздающего воображения.

Ключ к заданию: собака, дом, голова человека, автомобиль, магнитофон, рука, рыба, велосипед, молоток.

На этом этапе воссоздающее воображение делится на:

-высокий уровень - за 1 минуту ребенок назвал от 6 до 9 предметов.

-средний уровень - за 1 минуту ребенок назвал 4 или 5 предметов.

-низкий уровень - за 1 минуту ребенок назвал от 1 до 3 предметов или не назвал ни одного предмета.

III этап:

Материал: контурное изображение с разрывами.

Методика проведения: ребенок должен был назвать, что здесь нарисовано и что делают персонажи.

Это задание хорошо развивает воссоздающее воображение.

Ключ к заданию: ребенок, играющий с собакой.

На этом этапе воссоздающее воображение распределяется на:

-высокий уровень - ребенок отвечает сразу или, подумав, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, что мальчик играет с собакой.

-средний уровень - ребенок только с помощью взрослого понимает, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, что бегают или гоняются.

-низкий уровень - ребенок только с помощью взрослого, но все равно, с трудом, понимает, что нарисован мальчик и собака, или даже с помощью взрослого не понимает что нарисовано. И следовательно, не может ответить на вопрос "Что делают?" даже если им показать такое целое изображение мальчика и собаки.

Методика №3. «Придумай игру».

Цель: выявление уровня развития творческого воображения.

Методика проведения: ребенок получает задание за 5 мин. Придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

Как называется игра?

В чем она состоит?

Сколько человек необходимо для игры?

Какие роли получают участники в игре?

Как будет проходить игра?

Каковы правила игры?

Чем должна будет закончиться игра?

Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных учеников?

Оценка результатов:

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые не должны, однако, подсказывать ответ.

Критерии оценки:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

Наличие в игре определенных правил.

Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов – полное отсутствие в игре любого из перечисленных критериев (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).

1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Высшая оценка – 10 баллов.

Уровни успешности:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень низкий

Методика №4 «Придумай сказку».

Цель: Изучение творческого воображения дошкольников на основе придумывания сказок

Методика проведения: ребенка просили сочинить сказку на свободно выбранную тему, а затем пересказать ее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников
Развивающемуся демократическому обществу нужны образованные, коммуникабельные и высоконравственные люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, умеющие вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому ...

Проектная деятельность, как технология активизации обучения
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления учащихся, чтобы научить их не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их на практике. Общий принцип, на котором базиров ...

Анализ и обработка педагогического контроля над соревновательной и тренировочной деятельностью
Соревнования, в которых участвовали спортсмены, рассматривались, во-первых, как одно из наиболее эффективных средств обучения и совершенствования техники игровых приёмов. Во-вторых, по показателям соревновательной деятельности можно оценить уровень мастерства. Методика контроля соревновательной дея ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru