Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки.
Приоритетной целью данного дошкольного учреждения является реабилитация, социальная адаптация и формирование личных качеств дошкольника, служащих основой успешности школьного обучения.
Принцип педагогической деятельности – личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении дошкольников.
Основными задачами данного вида ДОУ являются:
Воспитание и обучение дошкольников.
Коррекция речевых нарушений.
Коррекция психофизических недостатков детей с нарушением интеллекта.
Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Экспериментальная работа начинается с постановки цели исследования - выявить особенности воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Исследование проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Для более эффективного исследования испытуемых мы познакомились с режимом детского сада, изучили медицинские карты и личные дела испытуемых, посетили занятия с психологом и основные режимные моменты.
В результате проделанной работы были получены следующие сведения: все испытуемые имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Реакция на одобрение и прорицание – адекватная, частично принимают помощь. Отмечается низкая способность переключения с одного действия на другое.
Эксперимент проводился с 27 марта по 28 апреля 2006 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства.
Для работы и проведения констатирующего эксперимента были выбраны следующие методы:
В качестве основного метода опроса мы применяли беседу, которая послужила для нас средством установления контакта с ребенком. В ходе экспериментального исследования беседа с дошкольниками позволила создать атмосферу доверия, так как проводилась индивидуально с каждым ребенком. В результате этого был налажен эмоциональный контакт со всеми членами группы.
Беседа использовалась нами в сочетании с методом наблюдения, так как для нас представлял интерес не только ответ, действия, но и поведение испытуемого. С помощью наблюдения был получен фактический материал, демонстрирующий особенности воображения обследуемых детей.
В ходе изучения документации (анамнестические данные, медицинские карты, личные дела), нами была получена информация о состоянии психического и физического развития детей.
Кроме вышеперечисленных методов исследования, для изучения особенностей воображения у старших дошкольников с ЗПР, в нашей работе мы использовали констатирующий эксперимент. Технология организации, проведение и результат, которого приведены ниже.
Для проведения констатирующего эксперимента нами были определены следующие направления исследования:
1) исследование вербального воображения;
2) исследование невербального воображения.
Методика проведения: испытуемому предлагалось придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Уровни успешности:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
Материалы о воспитании и обучении:
Восприятие
музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного
отношения к музыке
Изучение музыки в школе как вида искусства направлено на достижение следующих целей: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ...
Нормативная база правового образования в средней школе
В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно разв ...
Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта
К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в про ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.