Особенности дифференциальной диагностики дислалии

Педагогика сегодня » Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии » Особенности дифференциальной диагностики дислалии

Страница 1

В настоящее время термин дислалия приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. В традиционных описаниях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются нередко как рядоположные. Описания, в основу которых положены психологические и лингвистические критерии, в понятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р.Е. Левиной).

Критический анализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотра установившихся в логопедии представлений. Произносительные дефекты по своему нейрофизиологическому и психологическому механизму, по вызывающим их причинам, по роли в общем речевом развитии ребенка и методам преодоления, нередко оказываются различными.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного: осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.

Нередко в картине речевого нарушения одновременно встречаются сочетания нескольких симптомов различного характера, что находит свое отражение и в диагностике. Например, достаточно частый диагноз – косноязычие, дислалия, заикание с косноязычием или дислалия с заиканием – не отражает истинной картины речевого состояния, а является только симптоматическим диагнозом, не раскрывающим природы ни косноязычия, ни заикания. С тех пор как клиника речевых расстройств, опираясь на данные таких наук, как невропатология, патофизиология и психология, завоевала свое право на самостоятельное существование, примитивное деление всех случаев логопатии на косноязычие и заикание уступает место более глубокому пониманию каждого вида этих нарушений. Теперь все более и более уделяется внимание причинной зависимости формы речевого нарушения от его патогенеза.

На мой взгляд, не является существенным рассмотрение каждой из форм дислалии, т.к. сущность каждой из них хорошо изучена в трудах многих авторов М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, С.С. Ляпидевского, Б.М. Гриншпуна и многих других. Я думаю целесообразно сгруппировать все формы дислалии в таблицу, в которой отражены принципы деления данного речевого нарушения.

Я хотела бы отметить, что в логопедической работе при механической дислалии неблагоприятными оказываются смешанные случаи, когда, кроме дефекта, в строении периферического аппарата речи имеется еще стертая форма дизартрии. В таких случаях исправление речи сильно замедляется, и иногда не удается сформировать правильное произношение всех звуков речи.

Что касается группы речевых расстройств, которые иногда диагностируются как органическая, или центральная, дислалия, то при анализе таких форм отмечается ряд трудностей. Конечно, в тех случаях, когда психоневрологом при кратком амбулаторном обследовании выявлена выраженная органическая неврологическая симптоматика, то тогда эти формы правомерно относят к дизартриям. Но так бывает далеко не всегда. В практике логопедической работы мы встречаемся с такими детьми-логопатами, у которых врачебное (психоневрологическое) обследование чаще не отмечает симптомов органического поражения нервной системы и им ставится диагноз – дислалия. Когда же логопед начинает систематическую работу с таким ребенком, то в динамике ее открывается ряд особенностей, ускользающих при первом амбулаторном исследовании, а именно: различное положение языка в полости рта в состоянии покоя и ограниченность, неточность и слабость движений языка.

Исправление произношения при функциональной форме дислалии проходит без особого труда в короткий срок (от нескольких занятий до одного месяца). Новое произношение легко усваивается ребенком, и он забывает о своем неправильном произношении.

Выводы:

1. Стертая дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике.

2. Вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.

3. Сложная структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.

4. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследований трактуется по-разному.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическое образование в социально-территориальных системах
Особое место в модернизации образования как общественного института должно занимать педагогическое образование всех членов общества и профессиональное образование педагогов. Очевидно, педагогическое образование должно стать неотъемлемой составной частью общего образования для всех, ибо каждый челов ...

Значение игры в обучении
Мы подробно рассмотрели сущность и функциях игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок. Некоторые исследователи счи ...

Понятие педагогической системы
В учебной и научной педагогической литературе до настоящего времени не сформулировано чёткое понятие "педагогическая система", не дано ясное представление о её структуре и функции. Это обстоятельство привело к тому, что термин "педагогическая система" употребляется в различных к ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru