Роль общения в онтогенезе

Педагогика сегодня » Роль общения в онтогенезе

Страница 2

Появляется и особая деятельность - учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие ребенка и освоение им мира взрослых.

Общение продолжает играть первостепенную роль и позже, в школе. Оно пронизывает весь познавательный процесс, а совместная деятельность, когда школьник выполняет те или иные задания с другими ребятами, помогает закрепить полученные знания и навыки.

Общение особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само общение строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и другие ее виды. Благодаря общению, развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.

Исследования Лисиной, Эльконина и Зинченко показали, что потребность в общении не является врожденной, она приобретается в процессе общения с взрослым и остается на всю жизнь.

Что могло бы произойти, если ребенок не получил необходимого общения на ранних этапах своего развития? Самым ярким примером является жизнь детей – Маугли, которых изредка находят среди животных. Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие Правда, нельзя сказать строго, что это случилось вследствие изоляции от человеческого общества, и некоторые исследователи считают, что дети – Маугли были или изначально умственно неполноценными детьми, либо пропустили сензитивные этапы развития. Но сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут дети, без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать "человеком разумным", а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. общение ребенок психический воспитание

Не только маленького ребенка страшно лишить общения. Взрослый, потерявший связь с окружающим миром и человеческим обществом, будет также сильно страдать. В качестве примера можно вспомнить исследования, посвященные явлению психической депривации. Лишенный возможности удовлетворить потребность в общении, человек испытывал бредовые состояния, галлюцинации, активность его резко менялось, то повышаясь, то понижаясь. Если данная изоляция будет продолжаться достаточно долго, у человека может развиться патология, во многих случаях, необратимая.

Подводя итог, нужно еще раз отметить, что общение играет ключевую роль в воспитании человека психически здорового и гармонично развитого, оно проявляется на протяжении всей его жизни, одинаково важно как для ребенка, так и для взрослого, а нарушения в процессе общения неизбежно вызывают негативные изменения личности.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Формы проявления девиантного поведения
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социал ...

Тематический план
Тематический план – является частью учебной программы. Учебная программа - это документ, в котором дается характеристика содержания изучаемого материала по годам обучения и разделам (темам). Тематический план состоит из разделов, в которые входят темы. Тематический план распределяет часы по раздела ...

Тезисы докладов, выступлений, научные статьи
Лица, претендующие на получение ученой степени, обязаны отразить, как заведено, научные результаты своих исследований в публикациях. Несомненно, стоит упомянуть то, что к опубликованным работам, отражающим основные, как заведено, научные результаты диссертации, приравниваются также дипломы на откры ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru