Роль общения в онтогенезе

Педагогика сегодня » Роль общения в онтогенезе

Страница 2

Появляется и особая деятельность - учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие ребенка и освоение им мира взрослых.

Общение продолжает играть первостепенную роль и позже, в школе. Оно пронизывает весь познавательный процесс, а совместная деятельность, когда школьник выполняет те или иные задания с другими ребятами, помогает закрепить полученные знания и навыки.

Общение особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само общение строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и другие ее виды. Благодаря общению, развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.

Исследования Лисиной, Эльконина и Зинченко показали, что потребность в общении не является врожденной, она приобретается в процессе общения с взрослым и остается на всю жизнь.

Что могло бы произойти, если ребенок не получил необходимого общения на ранних этапах своего развития? Самым ярким примером является жизнь детей – Маугли, которых изредка находят среди животных. Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие Правда, нельзя сказать строго, что это случилось вследствие изоляции от человеческого общества, и некоторые исследователи считают, что дети – Маугли были или изначально умственно неполноценными детьми, либо пропустили сензитивные этапы развития. Но сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут дети, без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать "человеком разумным", а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. общение ребенок психический воспитание

Не только маленького ребенка страшно лишить общения. Взрослый, потерявший связь с окружающим миром и человеческим обществом, будет также сильно страдать. В качестве примера можно вспомнить исследования, посвященные явлению психической депривации. Лишенный возможности удовлетворить потребность в общении, человек испытывал бредовые состояния, галлюцинации, активность его резко менялось, то повышаясь, то понижаясь. Если данная изоляция будет продолжаться достаточно долго, у человека может развиться патология, во многих случаях, необратимая.

Подводя итог, нужно еще раз отметить, что общение играет ключевую роль в воспитании человека психически здорового и гармонично развитого, оно проявляется на протяжении всей его жизни, одинаково важно как для ребенка, так и для взрослого, а нарушения в процессе общения неизбежно вызывают негативные изменения личности.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности переключения внимания глухих учащихся
Правильная организация педагогического процесса во многом зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей и закономерностей развития данного свойства внимания у глухих учащихся. В нашем исследовании мы исходим из оп ...

Этиология, симптоматика и классификация нарушений чтения
Среди нарушений чтения у детей исследователи выделяют специфические расстройства (дислексии), и неспецифические их варианты. Последние обычно возникают в связи с отставанием в умственном развитии или вследствие сенсорных дефектов (нарушения зрения или слуха). При этом степень выраженности отставани ...

Педагогическая деятельность в педагогической системе
Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru