Роль общения в онтогенезе

Педагогика сегодня » Роль общения в онтогенезе

Страница 1

Согласно "Большому психологическому словарю", общение (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. В данном эссе я хочу рассмотреть роль общения в жизни человека, как оно проявляется в онтогенезе, насколько оно для него необходимо и что случится, если человек будет общения лишен.

Л.С. Выготский считал, что развитие ребенка - это процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Опыт описанного рода овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя — новое поколение может извлечь его только при помощи старших. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" добытое людьми ранее. Вот почему общение — главнейший фактор общего психического развития детей.

С самого младенчества общение является ведущей деятельностью. У малыша общение носит непосредственно – эмоциональный характер. Младенец сосредотачивает взгляд, улыбается, осуществляет какие-то движения, издает звуки, при помощи которых передает свое состояние и привлекает к себе внимание. Главной потребностью является потребность в другом человеке. В этот период важно, чтобы кто-то был рядом с ребенком, не просто ухаживал, кормил и пеленал, но дарил тепло, ласкал, играл. Вспоминая концепцию Э. Эриксона, можно сказать, что в первые месяцы у малыша формируется основа доверия или недоверия в отношении внешнего мира, полностью зависящая от того, как протекал процесс общения.

Начиная со второго полугодия жизни ребенка, общение связано с освоением предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. В это время нужно, чтобы взрослый был рядом, терпеливо и внимательно помогал освоить окружающий мир. Сделать это можно разными способами, но самый действенный, по мнению многих исследователей (в частности, Д.Б. Эльконина), при помощи игрушек, манипулирование которыми является скрытой совместной деятельностью.

Позже ребенок осваивает речь и начинает ходить. Он отделяется от взрослого, становится самостоятельным существом, стремящимся познать окружающий его мир.

Общение в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) становится формой организации предметной деятельности. Оно уже не может быть исключительно эмоциональным, необходим предмет, посредством которого будет осуществляться взаимодействие.

Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действ в раннем возрасте по двум основным направлениям:

· во-первых, от совместного со взрослым действия до самостоятельного исполнения и,

· во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия

Имеющий опыт общения с маленькими детьми легко приведет множество примеров. Взяв в руку ложку, в первый раз ребенок не сможет держать ее правильно. Взрослый должен показать, как правильно ее держать, как складывать пальчики. Овладев этим умением, малыш сможет применить его к схожим предметам. Позже он использует этот навык в игровой деятельности.

В этот период бурно развивается речь. Говоря народным языком, он как губка впитывает в себя все, что услышит, запоминает обращения взрослых к нему и друг другу. Очевидно, что общение играет первостепенную роль в данном процессе.

В дошкольном возрасте основная потребность ребенка — жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: ребенок живет в опосредованной, а не прямой связи с миром. Единственная деятельность, которая позволяет включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, — это сюжетно-ролевая игра. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Центр общения смещается на овладение ролевых действий, расширяется опыт общения со сверстниками.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Комплекс упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности
На занятиях волейболистов большое внимание уделяется приему подач, нападающих и обманных ударов. При этом особенно подчеркиваются такие момента, как правильное положение игрока, внимательное наблюдение за действиями игроков противоположной команды, правильный выбор места, своевременность выхода на ...

Сравнительный анализ состояния зрительно-пространственных функций
Анализ результатов исследования ориентировки в окружающем пространстве, выполнении проб Хэда, составления разрезанных картинок и конструирования фигур из палочек показал, что у школьников с дислексией в большинстве случаев (73% испытуемых) нарушена ориентировка в окружающем пространстве. Так, данны ...

Способы печати линогравюры
По способам печати всё многообразие приёмов и разновидностей техник сводится к трём видам. Первым из них является высокая печать. В этой технике отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. В полиграфии доска, с которой печатается большой тирах оттисков, называется клише. Вторым ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru