Образ учителя в киноповести «Ключ без права передачи»

Педагогика сегодня » Образ учителя словесности в русской литературе XX века » Образ учителя в киноповести «Ключ без права передачи»

Страница 1

"Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" (Л.Н. Толстой)

Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Творчество Г. Полонского привлекает читателей и зрителей потому, что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный внутренний мир героев.

Девочка, чувствующая себя «старой» в 17 лет, и мальчик, искренне влюбленный в нее, и коллектив педагогов, ревниво следящий за тем, кому ребята дарят свою преданность, и коллектив детей, дарящих эту преданность, разумеется, самым достойным. Вот на этом строит свое повествование Георгий Полонский, автор киноповести «Ключ без права передачи».

Новое, свежее, молодое, что пришло в последнее время в педагогику, сосредоточено в преподавательских методах Марины Максимовны – учителя словесности. Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины. Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу. Жизненные неудачи, неизбежные разочарования, трудности, любовь, быт — все это будет потом, когда распадется их тесная семья; а пока — они еще все вместе, они дружны и переживают мгновения высочайшей гармонии, о которых потом, в иной, взрослой жизни будут вспоминать с благодарностью и любовью.

Чтобы разобраться в образе учительницы, нужно представить ее портрет: «У нее мальчишеская стрижка, худая шея, великоват рот, косметики – ноль. Глаза говорили как-то очень явно и серьезно о "присутствии духа" в небогатом ее теле…».

Марина Максимовна, их наставница, их классная руководительница, подарившая им это счастье, спешить каждое утро в школу, как на свидание с другом,— почти так же юна, как они, и в гурьбе ребят, барахтающихся в снегу, хохочущих, спорящих, не сразу отличишь — кто здесь педагог, а кто ученик. Приходя к ней, домой, они читают стихи, поют песни, говорят по душам.

В противовес понимающим и любящим ученикам 10 «Б» встает педагогический коллектив школы. С этими людьми отношения ее складываются далеко не безоблачно. Не складываются по той простой причине, что она, Марина Максимовна, талантливее многих, наверное, даже талантливее всех в школе, и ей нет нужды передавать кому-то свой ключ к ребячьим сердцам, тот ключ, который, как она думает, вручен ей самой без права передачи.

Для нее урок – это урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, это успех каждого ребёнка. Она проводит занятие, выходя за рамки программы. Ее методы работы с детьми не стандартны, она отходит от «футлярных» рамок: «Мы хотим напроситься к вам в кабинет на этот час . Из-за телевизора. Там сейчас будут пушкинские "Маленькие трагедии" по второй программе».

А внеклассные занятия не доставляют тяготы ученикам, наоборот они с радостью ждут новой встречи: «Вечер сказок Евгения Шварца – помните, все откладывали? Или вечер французской поэзии, от Вийона до Жака Превера . Или вам самим уже нет дела до них? - Да что вы?! Наоборот! Вдвойне охота .»

С ней легко и интересно, они идут на урок с радостью, не боясь того что их спросят и они не будут знать верного ответа. Потому что по ее поведению, эмоциям, действиям видно, что она отзывчива, искренна, доброжелательна, открыта.

Дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Она правдиво отвечает на все их вопросы. А если этот вопрос касается твоего коллеги — учительницы той же школы, причем учительницы абсолютно бездарной? Ёе несоответствие занимаемой должности всем очевидно, но имеет ли право Марина Максимовна обсуждать с ребятами этот вопрос?

«Я вообще могу уйти и фармацевтом устроиться! Сколько раз даю себе слово» – заявляет на уроке учительница химии Эмма Павловна. Посмотрим на ту же Эмму Павловну вне пределов класса. Нормальная женщина — добродушная, хозяйственная, цветущая женщина. Но вот она входит в класс — и для всех начинается мучение. Мучаются ребята — им скучно, нудно, неловко, но главное — мучается и сама учительница, некие комплексы заставляют ее все время совершать ошибки, и она сразу меняется на глазах, становится неловкой, несправедливой: «Молчать! – закричала Эмма Павловна так, что все перепугались. – Вон из класса!»

«Есть такое понятие – стандарт образования» – Эту фразу можно услышать из уст любого преподавателя этой школы. Но Марина Максимовна отходит от этого стандарта. Она для ребят больше чем учительница: «Она – человек, понимаешь? С ней интересно – раз. Никогда не продаст – два. И говорить можно о чем угодно – три. Нам дико повезло с ней, если хочешь знать»

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Теоретические и методологические особенности структуры и содержания системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Более чем ...

Содержание, методы и организационные формы российского образования на Дальнем Востоке
Понятие «содержание образования» включает в себя двуединый смысл. С одной стороны, это программируемый и отраженный в различных источниках информации (учебных планах, программах, учебниках, учебных и наглядных пособиях, в опыте людей и в реальной действительности) учебный материал, который надлежит ...

Планы уроков и методические комментарии к изучению задач на построение в курсе геометрии 8 класса
На изучение данной темы отводится два урока. Перед изучением данной темы необходимо рассмотреть задачу №385, где даётся доказательство теоремы Фалеса. Теорема Фалеса Теорема. Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямы ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru