Проведение уроков по программе Т.А. Ладыженской «Речь и культура общения»

Педагогика сегодня » Совершенствование культуры общения и речевого этикета на уроках в начальной школе » Проведение уроков по программе Т.А. Ладыженской «Речь и культура общения»

Страница 1

Методические рекомендации построены таким образом, чтобы раскрыть суть программы «Речь и культура общения» и облегчить подготовку к проведению уроков по этой программе. Поэтому предпочли форму разработок, где:

– формулируется тема урока (или его фрагмента). При этом отнюдь не в строго академическом стиле, а так, как эта тема могла бы прозвучать в классе («Плохо одному», «Простое слово «извините» и т.д.). Разумеется, эта формулировка может быть заменена другой: более точной, строгой, выразительной, как посчитает нужным учитель;

– формулируется, как правило, одна – основная – задача урока (или его фрагмента);

– раскрывается последовательность возможный ход работы в классе, обозначаются основные ее этапы: беседа, работа по тетради, подведение итогов и т.д.

– даются краткие лингвометодические комментарии, которые помогут обучающему осмыслить суть некоторых новых понятий, задач занятий и т.д.

Рекомендуется до начала работы познакомиться с ориентировочной программой всего курса, особенно внимательно – с программой 1-го класса, с тем, как она реализована в учебных тетрадях. Это важно для того, чтобы спланировать на весь год – хотя бы в общих чертах – всю работу, понимая, что по ходу дела в это планирование будут вноситься коррективы. Дело в том, что в разных школах выделяется разное количество часов на работу по развитию речи (на речевые уроки). Какие-то темы речевой программы для ребят окажутся легкими, какие-то чрезмерно трудными, потребуют больших усилий. Вы можете иначе спланировать уроки по «Культуре общения» (они обозначены в оглавлении – *), проводя, например, уроки по теме «Благодарность» не подряд, а с определенными интервалами, после других тем.

Основные идеи этой программы заключается в следующем.

В школу приходят дети 6–7 лет, которые употребляют от 5 до 5–6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, истории.

Но вот проходят первые 3–4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И это приводит, как правило, к печальным результатам.

Чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов.

Изучив теоретический материал и методический опыт учителей, апробировав отдельные методы, приемы и формы работы на практике и пронаблюдав результаты проведенной работы, мы пришли к верности выдвинутой гипотезы.

При организации систематической работы по совершенствованию культуры общения и речевого этикета, с учетом психолого-педагогических особенностей детей, с применением теоретических лингвистических знаний, с использованием методического опыта, наработанного школьными учителями, можно улучшить и стиль общения детей, а также повысить их речевую культуру.

Для этого необходимо применять систему работы по совершенствованию культуры общения и речевого этикета на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе.

В эту систему могут быть включены следующие направления работы:

– тщательное изучение состояния культуры речи и речевого этикета учащихся начальной школы;

– анализ выявленных недостатков речевой культуры и межличностного общения детей;

– тщательное планирование целенаправленной работы по совершенствованию культуры общения и речевого этикета;

– накопление и отбор учебно-методического и дидактического материалов;

– конкретная систематическая целенаправленная работа с детьми по совершенствованию культуры общения и речевого этикета на уроках и внеклассных занятиях с применением коллективных, групповых, индивидуальных форм занятий;

– учет проведенной работы и анализ достигнутых успехов, а также неудач для планирования дальнейшей работы.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Психолого – педагогические основы формирования речи
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельност ...

Помощь учителя и родителей адаптации детей к школе
Под психологической готовностью к школьному обучению психологи понимают «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важней ...

Комплекс коррекционных занятий в формировании личности ребёнка
Психологические проблемы ребёнка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направлен ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru