Беседа как один их методов совершенствования культуры общения

Учителями начальной школы накоплен богатый опыт работы по формированию и совершенствованию культуры общения и речевого этикета на уроках русского языка. Одним из распространенных методов работы является беседа (термин беседы). В педагогической литературе предлагается беседа на тему «Волшебные слова».

Цель: привести в систему уже имеющиеся у детей представления о таких понятиях, как вежливость и уважение к старшим и дополнить их.

Учитель должен внимательно наблюдать за детьми: кто из них употребляет в общении со взрослыми, товарищами вежливые слова, а кто проявляется невежливость. Начав беседу словами: «Сейчас мы узнаем, все ли дети помнят вежливые «волшебные» слова», учитель напоминает им или читает рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Затем дается рассказ-загадка, в котором пропущена ключевая фраза, и ее следует добавить.

Дети дают разные ответы – правильные и неправильные. Учитель делает вывод: «Если ты задел или толкнул кого-то нечаянно, то извинись.

Затем учитель показывает, как надо обращаться к нему, если он занят разговором. Для закрепления проводится игра, в которой дети хором вставляют «волшебные» слова.

Заканчивается беседа правилами вежливости:

Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

Старым, больным и усталым уступай место в общественном транспорте, на уличной скамейке. Делай это не напоказ, не жди, когда тебя попросят уступить место.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

Никуда и никогда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, береги время других людей.

Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пойдешь, когда вернешься. И уж не опаздывай.

Никогда не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Воспитанию культуры общения и речи способствует беседа, посвященная дисциплине в школе.

Основной целью беседы является: вспомнить и закрепить те правила поведения в школе, которые дети уже знают.

Учитель вместе с детьми вспоминает, какие правила поведения в классе они знают и научились хорошо их выполнять:

1. Как здороваться с учителем, товарищами и взрослыми, которые входят в класс.

2. Каким надо приходить в класс – форма, прическа, школьные вещи. Все ли приходят в класс без опоздания.

3. Как надо сидеть за партой на уроке, готовиться к урокам.

Между группами детей проводится соревнование: в умении быстро и тихо подготовиться к уроку, собраться домой, аккуратно уложить свои вещи в сумку.

На этом уроке можно сыграть с детьми в «разведчика».

Затем дети хором прочитают стихотворение С. Маршака «Школьнику на память».

Можно обсудить поведение на перемене, иллюстрируя его стихотворением Б. Заходера «Перемена».

Немалую пользу приносят беседы о доброте и отзывчивости.

Их основные темы:

1. Будь вежлив со своими товарищами: не груби, не забывай говорить «волшебные» слова, старайся с друзьями играть дружно, не будь грубым.

2. Усвой истину: Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть нам, вашим родителям, вашим друзьям, Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

В конце беседы подводятся итоги: в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек никогда никого не обижает, помогает людям. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Материалы о воспитании и обучении:

Обучающие программы
Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является л ...

Методические рекомендации и программы учебных курсов
Основные результаты научных исследований могут как раз отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме. Не для кого не секрет то, что как показывает статистика, примерно 32% научных публикаций - это методические рекомендации. Приступая к подготовке методических рекомендаций, след ...

Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности
Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Ш.А. Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования: - В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru