Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения

Педагогика сегодня » Совершенствование культуры общения и речевого этикета на уроках в начальной школе » Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения

Страница 2

Человек может остро чувствовать, что затрудняет того, к кому обращается с просьбой, тогда он выбирает иные формы: Если вам не трудно; Если вам не затруднит. Есть немало способов попросить так, что собеседнику и отказать-то будет неловко. Лексическое выражение просьбы содержится в фразах – Прошу вас…, нередко с усилением – Очень прошу…, а в официальном стиле: – Убедительно прошу… Ну и, конечно, несколько смягченная просьба прозвучит во фразе: – Я хочу (могу) попросить вас и т.д.

Достаточно вежливая просьба содержится и в такой форме: – Вы не (подвинетесь)? Вы не (подвинулись) бы. А категорическая просьба, с оттенком требования в таких формах: – Вы бы (подвинулись)! И грубая форма: Помолчали бы!

Скорее всего, к просьбе в широком смысле можно отнести вопрос о разрешении что-либо сделать: Можно? Нельзя ли? Например: – Можно мне посмотреть ваш журнал?

Не все просьбы, разумеется, перечислены, но и этих довольно ля иллюстрации.

…приглашать, предлагать, советовать

В целом можно сказать, что все перечисленные ситуации (в том числе и просьба) речевого этикета относятся к воздействующим, императивным.

Это и определяет сходство структуры фразы и при просьбе, и при совете. С одной стороны: – Принеси, пожалуйста, мне чашечку кофе; с другой – Надень, пожалуйста, теплый шарф.

Внутреннее сходство ситуации обусловливает сходство и двух фраз. Так же как «Я прошу» и «Я советую…» Мы говорим: «Я приглашаю вас.», «Я предлагаю вам».

Очень вежливы советы, приглашения, предложения (как и просьбы), выраженные в вопросительной форме: Я могу (предложить)? Могу ли я (посоветовать)? Нельзя ли…? Можно ли…? и т.д.

Приглашения-разрешения войти в помещение также многообразны: – Входите, пожалуйста; Проходите; Милости прошу; Будьте как дома (гостю).

Но вот пришло время ответить на приглашение. То есть, нужно выразить согласие или отказ, а в некоторых случаях разрешение или запрещение что-либо делать.

Согласие дают: – С удовольствием! и С радостью!, а разрешение выражают уже упоминавшимся «волшебным» – Пожалуйста.

Мы соглашаемся: – Хорошо, сделаю! Безусловно! Обязательно! Какие могут быть сомнения? Что за вопрос?

Но ведь бывают обстоятельства, когда мы говорим: – Хочешь не хочешь, а надо; или Раз надо, ничего не поделаешь, или Что ж поделаешь, придется… Тут уж нужно точно учитывать, кому и когда такое можно сказать.

…отказывать

С позицией этикета – более сложное речевое действие: нужно позаботиться о том, чтобы собеседник не был обижен.

Во-первых, мы выражаем сожаление по поводу того, что не можем выполнить просьбу, откликнуться на предложение: – К сожалению не могу… Очень жаль, но… Охотно бы, но… Я бы рада разрешить, но…

Во-вторых, если просьбы нас возмущает, то мы восклицаем: – Нет, нет и еще раз нет!!! Или так: – Об этом не может быть и речи! Или – Ни при каких обстоятельствах! Ни в коем случае! Ни за что!

Отказ, снабженный всякого рода сожалениями, оговорками, выражением желания исполнить просьбу, ответить а приглашение в другой раз, и при других обстоятельствах – такой отказ в правилах речевого этикета.

Одним словом – общение (этикет)

Вопросы культуры общения и речевой культуры тесно связаны с вопросами культуры поведения.

Культура поведения – это совокупность общепринятых норм и форм жизнедеятельности, в которых находят свое выражение нравственные ценности, представления о красивом и некрасивом, требования здорового смысла и целесообразности, а также народные традиции и обычаи. «Душа культуры – это культура души» – метко заметил И. Гофмиллер.

Чтобы правильно воспитать детей, учителям необходимо ясно представить себе содержание этого сложного качества личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура повседневной жизни, т.е. бытовая.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Динамика переключения внимания у глухих учащихся
Выявление закономерностей и особенностей изменения внимания при его переключении у глухих детей проводилось путем сравнения результатов опытов этой категории испытуемых со слышащими соответствующего возраста, а также путем сопоставления результатов II серии опытов на переключение внимания с результ ...

Медико-физиологическая характеристика детей с умственной отсталостью
Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них неподвижны, страдают расстройствами урологических фу ...

Применение решебников в учебной практике
В последние десятилетия в связи с облегчением процесса книгоиздательства и развитием информационных технологий значительно возросли объем и доступность учебной информации. Никогда ранее не появлялось столько книг, содержащих решения задач к стандартным задачникам, диктантов, сочинений, рефератов и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru