Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения

Педагогика сегодня » Совершенствование культуры общения и речевого этикета на уроках в начальной школе » Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения

Страница 2

Человек может остро чувствовать, что затрудняет того, к кому обращается с просьбой, тогда он выбирает иные формы: Если вам не трудно; Если вам не затруднит. Есть немало способов попросить так, что собеседнику и отказать-то будет неловко. Лексическое выражение просьбы содержится в фразах – Прошу вас…, нередко с усилением – Очень прошу…, а в официальном стиле: – Убедительно прошу… Ну и, конечно, несколько смягченная просьба прозвучит во фразе: – Я хочу (могу) попросить вас и т.д.

Достаточно вежливая просьба содержится и в такой форме: – Вы не (подвинетесь)? Вы не (подвинулись) бы. А категорическая просьба, с оттенком требования в таких формах: – Вы бы (подвинулись)! И грубая форма: Помолчали бы!

Скорее всего, к просьбе в широком смысле можно отнести вопрос о разрешении что-либо сделать: Можно? Нельзя ли? Например: – Можно мне посмотреть ваш журнал?

Не все просьбы, разумеется, перечислены, но и этих довольно ля иллюстрации.

…приглашать, предлагать, советовать

В целом можно сказать, что все перечисленные ситуации (в том числе и просьба) речевого этикета относятся к воздействующим, императивным.

Это и определяет сходство структуры фразы и при просьбе, и при совете. С одной стороны: – Принеси, пожалуйста, мне чашечку кофе; с другой – Надень, пожалуйста, теплый шарф.

Внутреннее сходство ситуации обусловливает сходство и двух фраз. Так же как «Я прошу» и «Я советую…» Мы говорим: «Я приглашаю вас.», «Я предлагаю вам».

Очень вежливы советы, приглашения, предложения (как и просьбы), выраженные в вопросительной форме: Я могу (предложить)? Могу ли я (посоветовать)? Нельзя ли…? Можно ли…? и т.д.

Приглашения-разрешения войти в помещение также многообразны: – Входите, пожалуйста; Проходите; Милости прошу; Будьте как дома (гостю).

Но вот пришло время ответить на приглашение. То есть, нужно выразить согласие или отказ, а в некоторых случаях разрешение или запрещение что-либо делать.

Согласие дают: – С удовольствием! и С радостью!, а разрешение выражают уже упоминавшимся «волшебным» – Пожалуйста.

Мы соглашаемся: – Хорошо, сделаю! Безусловно! Обязательно! Какие могут быть сомнения? Что за вопрос?

Но ведь бывают обстоятельства, когда мы говорим: – Хочешь не хочешь, а надо; или Раз надо, ничего не поделаешь, или Что ж поделаешь, придется… Тут уж нужно точно учитывать, кому и когда такое можно сказать.

…отказывать

С позицией этикета – более сложное речевое действие: нужно позаботиться о том, чтобы собеседник не был обижен.

Во-первых, мы выражаем сожаление по поводу того, что не можем выполнить просьбу, откликнуться на предложение: – К сожалению не могу… Очень жаль, но… Охотно бы, но… Я бы рада разрешить, но…

Во-вторых, если просьбы нас возмущает, то мы восклицаем: – Нет, нет и еще раз нет!!! Или так: – Об этом не может быть и речи! Или – Ни при каких обстоятельствах! Ни в коем случае! Ни за что!

Отказ, снабженный всякого рода сожалениями, оговорками, выражением желания исполнить просьбу, ответить а приглашение в другой раз, и при других обстоятельствах – такой отказ в правилах речевого этикета.

Одним словом – общение (этикет)

Вопросы культуры общения и речевой культуры тесно связаны с вопросами культуры поведения.

Культура поведения – это совокупность общепринятых норм и форм жизнедеятельности, в которых находят свое выражение нравственные ценности, представления о красивом и некрасивом, требования здорового смысла и целесообразности, а также народные традиции и обычаи. «Душа культуры – это культура души» – метко заметил И. Гофмиллер.

Чтобы правильно воспитать детей, учителям необходимо ясно представить себе содержание этого сложного качества личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура повседневной жизни, т.е. бытовая.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Средства технической подготовки волейболистов
Совершенствование процесса подготовки спортсменов, в том числе технической, обусловливается объемом и качеством нормирования нагрузок. Различные авторы исследуют структуру нагрузок на этапах подготовки, выделяя наиболее существенные признаки. На основе, которых можно контролировать и планировать тр ...

Особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития. Известно, что воображение с ...

Формирование устной речи слышащих детей и детей с нарушенным слухом
Формирование фонетической стороны устной речи у слышащего ребенка обеспечивается деятельностью слухового и речедвигательного анализаторов при некотором участии зрительного. В условиях нормального развития слуху принадлежит основная роль в восприятии чужой речи, служащей образцом, к которому стремит ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru