Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения

Педагогика сегодня » Совершенствование культуры общения и речевого этикета на уроках в начальной школе » Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения

Страница 1

Прежде всего собеседника необходимо подготовить к прощанию. Этикет требует, чтобы мы как-то подвели собеседника к окончанию контекста. Это может быть упоминание о позднем часе, благодарность за приятно проведенный вечер, извинение за отнятое время, комплименты хозяйке дома, если вы были в гостях.

Прощанию сопутствуют разного рода просьбы и приглашения: «Приезжайте!, «Заходите!», «Не забывайте!», «Пишите!», «Звоните!» Уезжающий может попросить: «Не поминайте лихом!» Хотя в отличие от предшествующих фраз, эту употребляют реже.

При прощании приняты и пожелания: «Желаю удачи, успехов!», а отъезжающему: «Счастливого пути!», «В добрый час!» Впрочем, здесь есть и переносное значение: пожелание жизненных успехов начинающему трудное дело.

В этом же смысле употребляется и выражение «В добрый час!» Да и сами по себе многие формулы прощания образовались из пожеланий: «Всего доброго!», «Всего хорошего!», но об этом уже говорилось.

… поздравлять

Одна из ярких этикетных ситуаций. Поздравляют обычно с праздником, с успехом, с удачным завершением (а иногда и с удачным началом) какого-либо дела. Причем, характер праздника – общенародного, революционного, государственного или только семейного – диктует и форму приветствия.

Наш язык позволяет выразить поздравление эмоционально: «Сердечно поздравляю!», «От всего сердца…», «От всей души…», «Горячо…», «Искренне…»

Повод, которой служит основанием для поздравления, превращается в самостоятельную поздравительную формулу: «С днем рождения! С праздником! С Новым годом!» Таких поздравлений множество, они могут указывать на любое приятное событие: «С удачей тебя! С рождением сына! С первым снегом! С весенним солнцем!» и т.д.

Конечно, как и в других ситуациях, возможны поздравительные формулы такого рода: «Я хочу (хотел бы) поздравить вас», а также такие, которые отличаются стилистической повышенностью: «Разрешите (позвольте) поздравить вас! Примите мои поздравления!»

Официальные выражения содержат указания на организации и лица, от имени которых поздравляют, и указание повода: «От имени министерства поздравляю вас с началом испытаний, примите горячие поздравления от всего коллектива института!»

С поздравлением нередко бывает связано вручение подарка – действие, безусловно, этикетное и требующее соответствующих речевых ритуалов: «Примите мой скромный подарок; вот мой подарок; это вам от меня; это тебе на память». «По случаю свадьбы разрешите вручить вам подарок» – и т.д.

Друзьям в непринужденном общении мы говорим просто: «Успехов тебе! Побольше радостей! Большого счастья!»

Ответом на приветствие, поздравление, приглашения, пожелание является самая употребляемая формула: «Спасибо!»

…извиниться

Словесное искупление поступка. Вина может быть большей или меньшей. Извинение за небольшой проступок, без объявления самой вины, так как она самоочевидна (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу) вполне достаточно выражается формулой «Извините!» или «Простите!», а также коротким «Виноват!» К этим словам добавляют еще «пожалуйста».

А вот если вина большая, то, пожалуй, мы не применим это «Извините», а скорее употребим «Простите!»

Нередко есть необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить: Извините, пожалуйста, за поздний звонок! Простите за то, что доставила вам столько хлопот!

«Прошу прощения», а также «Прошу меня простить», не говоря уже о таких фразах, как «Примите мои извинения», «Приношу извинения» – все это стилистически повышенные способы извинения. И опять-таки все дело в искусстве выбора: кто, кому, при каких взаимоотношениях, официально или неофициально говорят.

…попросить

Побудительное речевое действие, поэтому и выражается наиболее типично повелительным наклонением глаголов: Дайте мне, пожалуйста…, Передайте, пожалуйста, деньги на билет! А люди интеллигентные, особенно немолодые, выражают просьбу еще любезнее: – Будьте добры, передайте, пожалуйста! или Будьте любезны.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Проектный метод в преподавании
Главная педагогическая цель любого проекта - формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализоват ...

Индивидуальный стиль, педагогическое мастерство и педагогический такт учителя
По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только п ...

Отношение семейного воспитания и православной школы
Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа – церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа, которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а та, котор ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru