Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения

Педагогика сегодня » Совершенствование культуры общения и речевого этикета на уроках в начальной школе » Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения

Страница 1

Прежде всего собеседника необходимо подготовить к прощанию. Этикет требует, чтобы мы как-то подвели собеседника к окончанию контекста. Это может быть упоминание о позднем часе, благодарность за приятно проведенный вечер, извинение за отнятое время, комплименты хозяйке дома, если вы были в гостях.

Прощанию сопутствуют разного рода просьбы и приглашения: «Приезжайте!, «Заходите!», «Не забывайте!», «Пишите!», «Звоните!» Уезжающий может попросить: «Не поминайте лихом!» Хотя в отличие от предшествующих фраз, эту употребляют реже.

При прощании приняты и пожелания: «Желаю удачи, успехов!», а отъезжающему: «Счастливого пути!», «В добрый час!» Впрочем, здесь есть и переносное значение: пожелание жизненных успехов начинающему трудное дело.

В этом же смысле употребляется и выражение «В добрый час!» Да и сами по себе многие формулы прощания образовались из пожеланий: «Всего доброго!», «Всего хорошего!», но об этом уже говорилось.

… поздравлять

Одна из ярких этикетных ситуаций. Поздравляют обычно с праздником, с успехом, с удачным завершением (а иногда и с удачным началом) какого-либо дела. Причем, характер праздника – общенародного, революционного, государственного или только семейного – диктует и форму приветствия.

Наш язык позволяет выразить поздравление эмоционально: «Сердечно поздравляю!», «От всего сердца…», «От всей души…», «Горячо…», «Искренне…»

Повод, которой служит основанием для поздравления, превращается в самостоятельную поздравительную формулу: «С днем рождения! С праздником! С Новым годом!» Таких поздравлений множество, они могут указывать на любое приятное событие: «С удачей тебя! С рождением сына! С первым снегом! С весенним солнцем!» и т.д.

Конечно, как и в других ситуациях, возможны поздравительные формулы такого рода: «Я хочу (хотел бы) поздравить вас», а также такие, которые отличаются стилистической повышенностью: «Разрешите (позвольте) поздравить вас! Примите мои поздравления!»

Официальные выражения содержат указания на организации и лица, от имени которых поздравляют, и указание повода: «От имени министерства поздравляю вас с началом испытаний, примите горячие поздравления от всего коллектива института!»

С поздравлением нередко бывает связано вручение подарка – действие, безусловно, этикетное и требующее соответствующих речевых ритуалов: «Примите мой скромный подарок; вот мой подарок; это вам от меня; это тебе на память». «По случаю свадьбы разрешите вручить вам подарок» – и т.д.

Друзьям в непринужденном общении мы говорим просто: «Успехов тебе! Побольше радостей! Большого счастья!»

Ответом на приветствие, поздравление, приглашения, пожелание является самая употребляемая формула: «Спасибо!»

…извиниться

Словесное искупление поступка. Вина может быть большей или меньшей. Извинение за небольшой проступок, без объявления самой вины, так как она самоочевидна (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу) вполне достаточно выражается формулой «Извините!» или «Простите!», а также коротким «Виноват!» К этим словам добавляют еще «пожалуйста».

А вот если вина большая, то, пожалуй, мы не применим это «Извините», а скорее употребим «Простите!»

Нередко есть необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить: Извините, пожалуйста, за поздний звонок! Простите за то, что доставила вам столько хлопот!

«Прошу прощения», а также «Прошу меня простить», не говоря уже о таких фразах, как «Примите мои извинения», «Приношу извинения» – все это стилистически повышенные способы извинения. И опять-таки все дело в искусстве выбора: кто, кому, при каких взаимоотношениях, официально или неофициально говорят.

…попросить

Побудительное речевое действие, поэтому и выражается наиболее типично повелительным наклонением глаголов: Дайте мне, пожалуйста…, Передайте, пожалуйста, деньги на билет! А люди интеллигентные, особенно немолодые, выражают просьбу еще любезнее: – Будьте добры, передайте, пожалуйста! или Будьте любезны.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Игровые технологии как вид педагогических технологий
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: Игровые Догматические, репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковы ...

Виды игр, формирующих ориентировку в пространстве
В целях результативности обучения детей по программе формирования элементарных математических представлений особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно – развивающей среды. Она позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деят ...

Лингвистические особенности деловых документов
Документ – это прежде всего информация. В данном случае, представленная в виде текста. Согласно ГОСТу Р 51141-98 текст официального документа – это информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа. ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru