Обучение правилам речевого этикета

Этикет – это порядок поведения, удобный для всех. Он создан для того, чтобы людям различных взглядов, интересов, положения было приятно общаться друг с другом, чтобы они не обижали и не обижались. Соблюдать этикет – значит выполнять правила поведения, главные из которых: не ставить человека в неудобное положение; поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Соблюдение речевого этикета помогает развивать общение со взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Со слова начинается общение людей. Данная тема наиболее подходит для первых занятий по основам этикета. Учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, интерес к проблеме, временные и другие возможности, может выделить на ее изучение 3–5 занятий. Темы занятий:

1. Что такое этикет?

2. Какая тайна скрыта в наших именах?

3. Все начинается со слова Здравствуй.

4. Как нам познакомиться?

5. Наши добрые слова.

Изучение правил речевого этикета происходит на основе уже известного ребенку. Например, он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно надо говорить вежливые слова: спасибо, пожалуйста и др. Но учитель расширяет и углубляет возможности ребенка в использовании этих знаний, добавляя, например, знания о том, кого и как приветствовать, какие существуют еще вежливые слова и почему они помогают установлению добрых отношений. Освоение правил начинается на специальных занятиях и продолжается в реальной действительности, не прекращаясь ни на минуту. Например, утром дети приветствуют учителя, вечером прощаются, в течение дня обращаются к нему и к товарищам, употребляя необходимые в общении слова. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день. Отсюда велика важность совместной работы учителя, родителей и других близких ребенку людей, чтобы то, что он узнал в школе, использовалось, закреплялось, становилось его потребностью.

Материалы о воспитании и обучении:

Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи
Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвит ...

Характеристика проектной деятельности
При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возр ...

Диагностика стертой формы дизартрии
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фо ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru