Речевой этикет как неотъемлемая часть общения

Страница 1

а) Сущность и назначение речевого этикета

Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, а затем так стали называть придворный церемониал. Наряду с этим словом для обозначения правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетания дипломатический протокол.

Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей колледжа, выпускной вечер и др.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы:

– Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться

– Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться

– Будем знакомы

– Хорошо бы познакомиться.

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здоровым», т.е. здоровым.

Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи:

– Доброе утро!

– Добрый день!

– Добрый вечер

Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

– (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

– Разрешите (позвольте) вас приветствовать!

– Добро пожаловать!

– Мое почтение.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.

Однако следует ждать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он делает только легкий поклон.

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения. Они выражают:

– пожелание: Всего Вам доброго (хорошего)! До свидания;

– надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу;

– сомнение в возможности еще раз встретиться, понимание, что расставание будет надолго: Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом.

После приветствия обычно завязывается деловой разговор.

Общение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компонента, который проявляет себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма обращения окончательно не установлены, вызывают разногласие, являются больным местом русского речевого этикета.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников
Ныне в таджикском обществе происходят прогрессивные изменения, и они охватывают все сферы жизни государства и общества, как политические и социально-экономические сферы, так и сферы культуры, прав и свободы граждан. Они касаются и образовательную сферу, которая должна быть приведена в соответствие ...

Критерии эффективности воспитательной системы
Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития: во-первых, моделирование строящейся системы; во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых; в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловечески ...

Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров и изучение их личностных качеств
Исследовательская часть курсовой работы проводилась на базе Детского дома творчества в г. Нижняя Тавда, директор – Легоставеа И.А. Исследование проводилось среди подростков 13-15 летнего возраста. Основные задачи эксперимента: 1. Выявить лидера детского коллектива, проявляющегося в практической дея ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru