Речь

Страница 6

Воздействие на память

Если бы человек был лишен памяти, он не мог бы отличать временные, случайные, мимолетные явления, процессы. Для такого человека мир, действительность были бы лишены какой бы то ни было устойчивости. Память поставляет мышлению материал, а мышление есть оперирование продуктами памяти.

Память – это как бы копилка, в которой хранятся отдельные факты и впечатления. Функции памяти – хранить их- в том виде, в каком они поступили в сознание.

Установление системы, порядка, связей между ними – одним словом, оперирование ими – это уже дело не памяти, а мышления.

Память человека может быть таким же объектом воздействия, как его внимание, его чувства и его воображение.

Все словесные действия в той или иной мере касаются памяти человека.

Словесные действия узнавать и утверждать выступают в «чистом виде», поскольку действующий словами адресуется преимущественно к памяти человека.

Когда человек совершает простое словесное действие узнавать, он извлекает нечто из памяти другого человека, когда он утверждает – он нечто в нее вкладывает.

Главная трудность в овладении этими простыми словесными действиями как раз и заключается в том, чтобы «не задевать» ничего в сознании человека, кроме его памяти: только узнавать (спрашивать) и только утверждать.

Характерным признаком узнавать является ожидание ответа без всякого его предрешения. Произнеся ударное слово фразы, узнающий физические (мышечно) совершенно готов к восприятию любого ответа.

Действие утверждать, наоборот, характеризуется тем, что на последнем ударном слоге утверждающий «бросает» человека. Утверждение не только наличие, но и отсутствие чего-то. При любом утверждении в памяти человека откладываются некие сведения.

Интонация утверждения всегда кончается точкой и ни в коем случае не запятой или многоточием.

Если действие узнавать или утверждать осуществляются одним словом или краткой фразой, то это значит, что из памяти человека извлекается или в нее вкладывается либо нечто очень простое, либо что-то такое, о чем человек уже достаточно хорошо знает.

Воздействие на мышление

Воздействие на мышление заключается в том, что человеку предлагается увидеть определенные связи между какими-то отдельными фактами, связи, по мнению действующего, совершенно очевидные и незыблемо прочные.

Воздействуя на мышление человека, люди обычно стремятся в наибольшей степени использовать логику, подчеркивают именно ее в своей речи.

Объяснять (втолковывать, разъяснять) и отделываться (отмахиваться, огрызаться) как словесные действия направлены на работу мышления. Воздействующий добивается от человека, чтобы тот нечто понял, усвоил.

«Пристройка» к действию объяснять является, образно говоря, «пристройкой» к работающей мысли человека. Это – готовность поправить человека, если тот ошибается, поэтому в этой пристройке всегда присутствует своего рода зависимость объясняющего – но не от воли человека, а от того, как и что он думает. Если в разговоре человек начинает «размахивать руками», то это верный признак, что он выполняет либо само действие объяснять, либо одно из его оттенков в сложном, составном словесном воздействии на человека.

Действие отделываться заключается в том, что человек, оторванный от какого-то дела и стремящийся продолжать это дело, ищет момент, чтобы объяснить человеку, что его претензии неуместны. При действии отделываться мы в любой момент готовы «бросить» человека, тогда как при действии объяснять все внимание сосредоточено на человеке в течение всего воздействия, даже после того, как было произнесено последнее слово.

Когда человеку не удается отделываться от другого человека, он невольно начинает объяснять ему. Умение пользоваться словесными воздействиями не только в сочетаниях различных оттенков, но и в их чистом виде педагогу необходимо.

Воздействие на волю

Воздействие на чувства, на воображение, на память и на мышление вытекает из общего для всех этих способов предложения, что, мол, если в сознании человека произойдет та работа, которую возбуждает данное воздействие, то человек сам, по своей инициативе изменит соответствующим образом свое поведение. Воздействие же на волю исходит из другой предпосылки. Оно претендует на немедленное изменение поведения человека, без всяких промежуточных стадий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Виды самостоятельных работ в обучении
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них. 1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: ...

Проблема «интереса» в контексте музыкального воспитания старших дошкольников
Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабале ...

Программа самообразования
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошко ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru