Речь

Страница 5

Цель простого словесного действия звать – обратить на себя внимание человека и только.

Воздействие на чувства

Человек переживает те или иные чувства (эмоции) в зависимости от того, отвечает или не отвечает его интересам то явление, которое в данный момент отражается в его сознании. Отсюда вытекает, что чувств может быть столько же, сколько интересов-то есть бесконечное множество.

В каждый момент человек чувствует то, что велит ему чувствовать вся его предыдущая жизнь, поэтому чувства непроизвольны.

Воздействие на чувства человека есть, в сущности, напоминание ему о его интересах. Воздействие на чувства основано на том, что действующий знает существенные, важные интересы человека, а он их упустил из виду, позволил себе отвлечься от них какими-то второстепенными, случайными интересами, которые либо противоречат существенным, либо отвлекают от них без достаточного на то основания.

Настроение человека можно либо улучшить, либо ухудшить. Поэтому целесообразно различать два способа воздействия на чувства – ободрять и укорять.

Человек начинает ободрять, когда он стремится укрепить в сознании человека уверенность в том, что в своих намерениях и действиях ему не нужно сомневаться, медлить, тянуть.

Тело ободряющего приспосабливается к тому, чтобы помочь человеку поскорее взбодриться, стать смелее. И это внешнее тянет ободряющего к человеку. Он как врач, который уже одним своим бодрым видом вселяет в больного надежду на выздоровление.

Действием укорять человек как бы будоражит в сознании человека то, что должно было бы определить, но не определяет его поведение.

В отличие от ободряющего, укоряющему нет надобности тянуться к человеку. Наоборот, он ждет, когда, наконец, под его влиянием в человеке заговорит совесть. Тело его приспосабливается к этому ожиданию.

Укор и ободрение нуждаются в прямом взгляде на человека. Воздействия укорять и ободрять осуществляются с помощью характерных интонаций.

Воздействие на воображение

Воображение человека выстраивает в его сознании последовательно картин по ассоциациям. Ассоциации эти обусловлены, с одной стороны, субъективными интересами человека, с другой стороны – его опытом отражения объективных связей, явлений и процессов. Одно явление вызывает по ассоциациям представление о другом. Если ассоциации подчинены преимущественно субъективным интересам вопреки контролю опытом, то воображение превращается в беспочвенную фантазию. Воздействуя на воображение другого человека, человек толкает его сознание на путь определенных ассоциаций, чтобы при их помощи человек сам дорисовал картину, элементы которой, намеки на которую дает ему действующий словами.

Как при воздействии на чувства, так и при воздействии на воображение имеются в виду и субъективные интересы человека, и известный образ объективной действительности.

Воздействие на воображение человека основывается на том, что мы грамматически законченную или почти законченную фразу произносим так, что она оказывается только частью, фрагментом какой-то цельной картины, которая не столько воспроизводится, сколько подразумевается. И действие удивлять (поражать, хвастать, похваляться) и действия предупреждать (намекать, подстерегать, язвить) рассчитаны на то, чтобы челок по предложенному фрагменту восстановил в своем воображении подразумеваемый смысл целого.

Воздействие на воображение рассчитано на догадливость, поэтому его неотъемлемой частью становится ожидание эффекта.

Роль намека осуществляют слова, выделенные голосом: силой, высотой или растянутостью звучания. Поэтому удивлять и предупреждать удобно одним словом или рядом слов, связь между которыми только подразумевается.

Учителям полезно разобраться, в чем состоит разница между тем, когда человек удивляет, и когда он сам удивляется. Но действие удивлять всегда сопровождается «возрастным» движением.

При «пристройке» предупреждать обязательно появляется взгляд искоса, особые нотки в интонации, настороженность. Намек направляет воображение человека на не совсем приятные вещи для него.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Виды самостоятельных работ в обучении
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них. 1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: ...

Общие правила выделения мнемических опор
1. Текст не разбивается предварительно на части. 2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала. 3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей. 4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек». 5. Правильно выделенные основные мысли д ...

Способы печати линогравюры
По способам печати всё многообразие приёмов и разновидностей техник сводится к трём видам. Первым из них является высокая печать. В этой технике отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. В полиграфии доска, с которой печатается большой тирах оттисков, называется клише. Вторым ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru