Речь

Страница 5

Цель простого словесного действия звать – обратить на себя внимание человека и только.

Воздействие на чувства

Человек переживает те или иные чувства (эмоции) в зависимости от того, отвечает или не отвечает его интересам то явление, которое в данный момент отражается в его сознании. Отсюда вытекает, что чувств может быть столько же, сколько интересов-то есть бесконечное множество.

В каждый момент человек чувствует то, что велит ему чувствовать вся его предыдущая жизнь, поэтому чувства непроизвольны.

Воздействие на чувства человека есть, в сущности, напоминание ему о его интересах. Воздействие на чувства основано на том, что действующий знает существенные, важные интересы человека, а он их упустил из виду, позволил себе отвлечься от них какими-то второстепенными, случайными интересами, которые либо противоречат существенным, либо отвлекают от них без достаточного на то основания.

Настроение человека можно либо улучшить, либо ухудшить. Поэтому целесообразно различать два способа воздействия на чувства – ободрять и укорять.

Человек начинает ободрять, когда он стремится укрепить в сознании человека уверенность в том, что в своих намерениях и действиях ему не нужно сомневаться, медлить, тянуть.

Тело ободряющего приспосабливается к тому, чтобы помочь человеку поскорее взбодриться, стать смелее. И это внешнее тянет ободряющего к человеку. Он как врач, который уже одним своим бодрым видом вселяет в больного надежду на выздоровление.

Действием укорять человек как бы будоражит в сознании человека то, что должно было бы определить, но не определяет его поведение.

В отличие от ободряющего, укоряющему нет надобности тянуться к человеку. Наоборот, он ждет, когда, наконец, под его влиянием в человеке заговорит совесть. Тело его приспосабливается к этому ожиданию.

Укор и ободрение нуждаются в прямом взгляде на человека. Воздействия укорять и ободрять осуществляются с помощью характерных интонаций.

Воздействие на воображение

Воображение человека выстраивает в его сознании последовательно картин по ассоциациям. Ассоциации эти обусловлены, с одной стороны, субъективными интересами человека, с другой стороны – его опытом отражения объективных связей, явлений и процессов. Одно явление вызывает по ассоциациям представление о другом. Если ассоциации подчинены преимущественно субъективным интересам вопреки контролю опытом, то воображение превращается в беспочвенную фантазию. Воздействуя на воображение другого человека, человек толкает его сознание на путь определенных ассоциаций, чтобы при их помощи человек сам дорисовал картину, элементы которой, намеки на которую дает ему действующий словами.

Как при воздействии на чувства, так и при воздействии на воображение имеются в виду и субъективные интересы человека, и известный образ объективной действительности.

Воздействие на воображение человека основывается на том, что мы грамматически законченную или почти законченную фразу произносим так, что она оказывается только частью, фрагментом какой-то цельной картины, которая не столько воспроизводится, сколько подразумевается. И действие удивлять (поражать, хвастать, похваляться) и действия предупреждать (намекать, подстерегать, язвить) рассчитаны на то, чтобы челок по предложенному фрагменту восстановил в своем воображении подразумеваемый смысл целого.

Воздействие на воображение рассчитано на догадливость, поэтому его неотъемлемой частью становится ожидание эффекта.

Роль намека осуществляют слова, выделенные голосом: силой, высотой или растянутостью звучания. Поэтому удивлять и предупреждать удобно одним словом или рядом слов, связь между которыми только подразумевается.

Учителям полезно разобраться, в чем состоит разница между тем, когда человек удивляет, и когда он сам удивляется. Но действие удивлять всегда сопровождается «возрастным» движением.

При «пристройке» предупреждать обязательно появляется взгляд искоса, особые нотки в интонации, настороженность. Намек направляет воображение человека на не совсем приятные вещи для него.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Методические особенности обучения двигательным действиям
Проблема исследования и оценки режимов двигательной активности остается по-прежнему актуальной, поскольку двигательная активность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения. Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного ...

Развитие основных познавательных процессов и внимания в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения ...

Дифференцированные задания и их выполнение учащимися
В связи со становлением новых экономических и общественных отношений в России наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей экономической самостоятельности, то среди молод ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru