Речь

Страница 4

Устная речь

Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения. Она создается в процессе говорения, для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных и восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой.

Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Письменная речь

Письменная речь – это речь, графически закрепленная. Она может быть заранее обдуманной. Для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов и другое).

Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Письменная речь рассчитана на зрительское восприятие. Во время чтения читающий всегда имеет возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значение отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов.

г) Типология словесных действий

Существуют такие ситуации, в которых люди общаются без слов, обмениваясь взглядами, жестами. Чаще всего общение между людьми все-таки связано с речью, которая становится инструментом воздействия. Каждый человек знает, что не только он, но и другие люди способны думать, хотеть, воображать, чувствовать, помнить, быть внимательным.

Словесным воздействиям люди обучаются с детства, сами того не замечая. И владеют ими достаточно хорошо.

Всякий случай словесного действия – это своеобразное применение тех или иных способов воздействия, потому что воздействовать на что бы то ни было без всякого способа, очевидно, невозможно. Чтобы ориентироваться во всем многообразии способов словесных воздействий, установить преимущественную направленность их на ту или иную сторону психики человека, среди однонаправленных выделим опорные (простые, исходные, основные).

Воздействие на внимание

человека звать

Воздействие на чувства укорять

человека ободрять

Воздействие на воображение предупреждать

человека удивлять

Воздействие на память узнавать

человека утверждать

Воздействие на мышление объяснять

человека отделываться

Воздействие на волю приказывать

человека просить

Воздействие на внимание

Мысль, воля, чувство, воображение и память могут функционировать лишь после того, как в поле внимания попало то, что заставило их работать.

Внимание есть как бы «проходная будка» в сознании. Человек, желающий добраться до сознания другого человека и навести там нужный ему порядок, должен прежде всего овладеть его вниманием. Иногда это может быть специальным делом, которое нужно совершить до того, как перестраивать своими аргументами сознание человека. Воздействие на внимание может протекать одновременно с высказыванием аргументов.

Словесное действие звать (привлекать к себе внимание) имеет самую примитивную цель. Это самое «простое» из опорных словесных действий. Оно иногда даже не требует произнесения слов и поэтому даже не всегда – именно словесное действие в собственном смысле этого понятия. Ведь привлечь к себе внимание можно не только словом, но и звуком: свистом, хлопком, окриком. Поэтому простое словесное действие звать требует минимального количества слов, как «Послушайте!» или обращение: «Вася!», «Коля!» и так далее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Механизмы, обуславливающие привлекательность игры
Д. Кавторадзе определяет игру как «способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов». В этом определении подчеркнуто наличие: личных интересов каждого участника; «возможной действительности» (иной реальности); возможность действий в этой действ ...

Специфика преподавательской деятельности учителя истории
Преподавание истории в школе – процесс сложный и многогранный. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. К сожалению, в России развитие исторической науки оставляет желать лучшего, нет четко разработанного подхода к преподаванию истории в школе и вузе. В школах с углубленным и ...

Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru