Речь

Страница 2

Эти слова появляются в нашей речи потому, что многие не умеют правильно оформить свои мысли и имеют бедный индивидуальный словарный запас. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Яркость и понятность

Ясность и понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, диалектизмов, жаргонизмов, историзмов и т.д. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано.

Следует иметь ввиду, что язык постоянно обогащается, пополняется новыми словами. Употребляя новые слова, говорящий сам должен хорошо знать значение используемых слов, уметь разъяснять их смысл – это позволит сделать речь доступной для понимания.

Точность и правильность речи

Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского языка.

Точность, как признак культуры речи, определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка.

Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

Особо следует обратить внимание на явление омонимии. Употребление в речи омонимов, т.е. слов, различных по значению, но одинаковых по звучанию и написанию, может привести к смысловой неточности, двузначности высказывания.

Следить за точностью выражения своих мыслей должен каждый говорящий.

б) Виды речи

В зависимости от функции, которую выполняет речь, выделяют разные виды речи. Каждый вид речи имеет свою цель. Цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Каждый должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.

Развлекательная речь

Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Такую речь можно слышать на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьезная мысль, правда и вымысел, юмор, ирония, карикатура и преувеличение. Для нее характерно личное восприятие и отношение.

Развлекательная речь, в противоположность другим, на нуждается в единстве развития.

Если развлекательная речь планируется в каком-либо мероприятии, нужно решить, каков должен быть характер развлекательности. Должна ли быть речь юмористической или нет? Если нет, то это будет рассказ или описание какого-либо события. При оценке темы нужно подыскать элементы, представляющие интерес. Если речь не юмористическая, то в ней должны быть новизна, конкретность, контрасты, действия.

При юмористической речи нужно подумать о шутливых нападках на привычки, на образ жизни и поведение людей и, конечно, не забыть самого себя.

Развлекательная речь не имеет большой практической ценности, и в курсе по искусству речи внимание ей уделяется редко. Но добрая шутка и благожелательный тон – неотъемлемые черты речей всех видов.

Информационная речь

Задача информационной речи не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение; описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) В ней не должно быть ничего спорного. В информационной речи любой вопрос находит свое разрешение при соблюдении двух условий. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду. Он не может вызвать спора: верить или не верить и что делать.

б) Она должна вызвать пытливость. Характерная для информационной речи черта заключается в том, что она пробуждает любознательность слушателя. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, говорящему необходимо их продумать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Значение игры в обучении
Мы подробно рассмотрели сущность и функциях игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок. Некоторые исследователи счи ...

Проблема "трудновоспитуемости" в отечественной науке
Факторы, обуславливающие "трудновоспитуемость" детей. Проблема трудновоспитуемости - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Личность не всегда формируется по восходящей линии, в силу различных причин в ее становлении наблюдаются отклонения: ребенок начинает сопротивляться п ...

Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека н ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru