Уровни общения педагогов и школьников

Страница 5

Обычно опытный педагог хорошо чувствует, что ученики пытаются манипулировать им, либо уходят от откровенного разговора путем использования различных «масок».

Понимание особенностей общения на различных уровнях позволит педагогам и всем, кто постоянно погружен в сферу «человек – человек», быть не пассивным участником общения, а осознанно включаться в процесс взаимодействия с людьми, в определенной степени управлять этим процессом.

Педагогу важно постоянно задумываться над такими вопросами:

1) Почему ученик задает тот или иной вопрос? Что им движет? Чего он хочет?

2) Как подобрать нужные слова для ответа ученика?

При этом важно понимать, что ученик может руководствоваться двумя принципиально важными для него моментами:

– получить информацию о том, что его действительно волнует, что имеет значение для его жизни (возможно, что и не по теме урока);

– набрать дополнительные «очки» в глазах своих одноклассников за счет оригинального острословия, за счет того, что педагога удалось поставить в неловкое положение и «загнать в тупик» благодаря тому, что сумел «увести» урок в другое русло.

В первом случае учитель имеет дело с любознательным, ищущим учеником, а во втором – с человеком, исполняющим определенную внутригрупповую роль (шута, остряка и т.п.).

В первом случае педагог может сразу ответить на вопрос или перенести ответ за пределы урока. Ведь здесь ученик выходит на педагога «с открытым забралом», его вопрос искренен, даже если и не очень желателен на уроке. Во втором случае ученик предстает перед педагогом «в маске» (шута, остряка). Если педагог будет отвечать этой «маске», то он попадается в расставленные сети и, вероятнее всего, станет объектом насмешек и ученика-шута, и всего класса.

Чтобы не попадать впросак, педагог должен суметь рассмотреть эту «маску, понять ее назначение и найти адекватные способы реагирования на нее. При этом следует не просто переиграть ученика в «маске», чтобы унизить его в глазах класса, сделав объектом всеобщих насмешек. Важно, чтобы педагог дал возможность и этому ученику, и всем учащимся почувствовать ненужность, необязательность использования маски, сумел перевести общение на другой, более высокий уровень. Очевидно, для этого педагогу необходимо уметь продемонстрировать учащимся образцы культурного общения со всеми своими партнерами.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы о воспитании и обучении:

Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека н ...

Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем
«Всё течёт, всё изменяется» – истина древняя, как Мир. Во всяком случае, она сформулирована уже тогда, когда человек стал осмысливать наблюдаемые вокруг себя явления. Эта истина подчёркивает, что всё сущее не прекращает изменения своего образа, и в этом заключается суть непрерывного образования. Та ...

Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужи ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru