Уровни общения педагогов и школьников

Страница 1

Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано немало подходов к выделению особенностей общения партнеров.

Э. Берн описывает пять способов «совместного проведения времени», или общения, социальной группы, состоящей из двух или большего числа людей: ритуалы; времяпрепровождение; игра; близость; деятельность.

В.Н. Сагатовский выделяет четыре уровня общения: манипулирования; «рефлексивной игры»; правового общения; нравственного общения.

Ю.С. Кританская и В.П. Третьяков, говоря о стиле общения как наиболее предпочитаемых «способах понимания других людей, коммуникации и действии в общении», выделяют три основных стиля: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. По существу, эти стили, определяющие поведение человека при взаимодействии с другими людьми-партнерами по общению, являются своеобразными уровнями общения.

Интересную, на наш взгляд, иерархию уровней общения предложил А.Б. Добрович, выделивший семь уровней общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный. Мы расположили их в определенной последовательности – от низших к высшим уровням – и ввели соответствующие обозначения от – 3 до +3. Рассмотрим их более подробно.

3 – духовный уровень

2 – деловой уровень

1 – игровой уровень

0 – конвенциональный уровень

– 1 – стандартизированный уровень

– 2 – манипулятивный уровень

– 3 – примитивный уровень

Примитивный уровень

Слово «примитивный» понятно всем и означает слишком упрощенный, простой, несложно устроенный.

При общении на примитивном уровне, хотя бы один из его участников (а возможно, что и оба), задается простыми вопросами: кто перед ним? С кем он имеет дело? Что представляет собой партнер по общению? Главное, что интересует автора подобных вопросов, – кто сильнее: он или его партнер по общению? В зависимости от этого выбирается тактика взаимодействия с собеседником, причем, как правило, также довольно примитивная.

Если оказывается, что партнер не соперник в физическом или интеллектуальном плане, то с ним можно не церемониться, можно смело пристраиваться к нему «сверху» и диктовать свои условия общения.

Если же оказывается, что партнер является серьезным соперником, то к нему нельзя подходить с позиции силы, на него лучше не давить, нецелесообразно и даже опасно пристраиваться «сверху», поскольку такой партнер способен дать достойный отпор.

Иначе говоря, к более сильному сопернику примитивный партнер вынужден пристраиваться «снизу», хотя данная пристройка вряд ли его устраивает. При удобном случае сторонник примитивного общения постарается изменить ситуацию и пристроиться «сверху».

Следует отметить, что психически нормальный человек обычно не столь примитивен, сколь изображает это в определенной ситуации.

Однако если у школьника есть хоть какой-то опыт общения на примитивном уровне, то он может проявиться во взаимодействии с его родителями или учителями. Особенно, если взрослые сами демонстрируют примеры такого общения в семье или в школе. Не случайно мудрые педагоги стремятся не только создавать благоприятную атмосферу в школе, тем самым не позволяя себе и детям скатываться до уровня примитивного общения, но и заботиться о том, чтобы их ученики избегали общения с примитивными партнерами, не приобретали опыта примитивного общения.

Манипулятивный уровень

На манипулятивном уровне по крайней мере один из партнеров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя.

Приемы, используемые манипуляторами, могут иметь довольно широкий диапазон.

Одни манипуляторы предпочитают демонстрировать своему партнеру агрессивность, враждебность или высокомерие. Используя жесткие методы воздействия, они сознательно создают неудобную для партнера атмосферу общения, в которой тот будет чувствовать себя неуютно, проявит большую покладистость, покорность и готовность выполнить волю манипулятора.

Другие манипуляторы демонстрируют свое дружеское расположение, готовность принять участие в решении проблем, стоящих перед партнером по общению. Они получают свой выигрыш за счет дружеских отношений и оказаний услуг партнеру.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Познавательные процессы личности. Ощущение: понятие, свойства, классификация, взаимодействие ощущений
Согласно Мещерякову Б.Г. ощущение – "психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних, а также, возникающее в результат ...

Психолого-педагогические требования к обучающим программам
Широкие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Поэтому любая обучающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям. Обучающая программа должна: позв ...

Методическая работы в образовательном учреждении обеспечивающая благоприятный психологический климат в коллективе
Методическая работа – это деятельность, целью которой является обучение и развитие профессионализма педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта, а так же создание педагогами собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. Разли ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru