Разновидности общения

Страница 3

Общение с реальным партнером, т.е. с подлинным субъектом, имеет несколько разновидностей.

Это может быть межличностное общение отдельных субъектов, например, учителя Иванова с учеником Петровым.

Если же в роли субъектов выступают реальные группы людей, то их взаимодействие называется групповым общением. Такое общение требует высокоразвитого взаимопонимания и слаженности действий всех членов команды, а также способности каждого ощущать себя частью целого и умения подчинять свои интересы интересам группы.

Представительское общение представляет собой взаимодействие индивидов, выступающих не как свободные, суверенные личности, а как представители тех или иных социальных групп или институтов.

Очевидно, профессионально-педагогическое общение можно считать представительским общением. Ведь каждый учитель предстает перед своими учениками и их родителями не только как интересная творческая личность, как специалист в конкретной области педагогических знаний, но также и как представитель огромного педагогического корпуса страны, и как представитель педагогического коллектива своей школы.

Еще одной разновидностью общения реальных субъектов является диалог культур. Одна культура может относиться к другой как к некоему объекту или как к подобному себе равноценному субъекту.

В этой связи перед каждым педагогом постоянно возникает две принципиально важные задачи: во-первых, как познакомить школьников с достоянием различных культур и приобщить их к сокровищам мировой культуры; во-вторых, как погрузить учащегося именно в диалог различных культур и способствовать формированию их коммуникативной культуры.

Общение реального субъекта с иллюзорным партнером осуществляется тогда, когда человек приписывает человеческие свойства и способности тем, кто ими не обладает: животным, вещам, природе.

Известно, что многие высокоорганизованные животные (собаки, кошки, лошади и др.) обладают рядом качеств, сходных с человеческими: способностью выражать свои эмоции определенными действиями, звуками, мимикой, реагируя на коммуникативные инициативы человека.

Подобным образом люди приписывают человеческие свойства тому или иному предмету неживой природы, а также тем или иным явлениям природы.

Когда человек наделяет вещь или природу основными чертами субъекта, а, следовательно, способностью «сказать правду», ибо «владеет душой», «может любить», «имеет язык», на котором возможно общение, тогда эта вещь или это явление природы и становятся иллюзорным партнером общения. Общение с иллюзорными субъектами свойственно многим людям и отражает потребность человека в максимальном расширении сферы его общения, в очеловечивании всей окружающей его предметной среды.

В профессионально-педагогическом общении обращение к иллюзорным партнерам используется довольно часто.

Общение реального субъекта с воображаемым партнером отличается тем, что партнер здесь мнимый, живущий лишь в воображении человека.

Одной из форм такого общения является самообщение «Я – Я», когда сознание человека как бы раздваивается на две половинки, которые вступают в диалог друг с другом. Человек как бы рассматривает себя со стороны, задает сам себе вопросы и сам же находит на них ответы, т.е. беседует сам с собой.

Другой формой общения с воображаемым партнером является разговор с фотографией или портретом, т.е.е с образом реального человека, который, однако, в данный момент не присутствует и лично никаких слов не произносит. Такое общение называют квазиобщением, а воображаемого партнера – квазиобъектом.

Общение воображаемых партнеров представляет собой связь субъектов, которые являются воображаемыми участниками взаимодействия. Например, это имеет место в спектакле или кинофильме.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности методики активизации познавательной деятельности
Особенности развития двигательной сферы глухих обусловлены в основном тремя факторами: функциональным нарушением некоторых физиологических систем, отсутствием слуха и недостаточным развитием речи. Несформированность моторики и особенности развития психических функций ставят слабослышащих детей в сп ...

Виды самостоятельных работ в обучении
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них. 1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: ...

Воспитание личности учителя
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, сп ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru