Разновидности общения

Страница 2

Многие исследователи выделяют деловое и личностное общение. Эти термины довольно часто встречаются как в педагогической литературе, так и в обиходе.

Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения – интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров – их физическое состояние – как бы отодвигаются на задний план.

В центре личностного (или межличностного) общения, напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы, склонности, настроение, отношение к окружающим, самочувствие и т.п. Деловые проблемы не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.

В педагогическом процессе деловое и личностное общение довольно тесно переплетаются и неотрывны друг от друга. Учитель не только обращает внимание на то, выполняет или нет ученик его задания, какими способами н получил правильный ответ. От взгляда опытного педагога не скроется физическое или психическое состояние ученика, его радостное или подавленное настроение, озабоченность чем-либо.

В зависимости от продолжительности можно вести речь о кратковременном или длительном общении.

Кратковременное общение скоротечно по времени, состоит из небольшого числа коммуникативных актов, ограничено по содержанию и тематике вопросов, затрагиваемых партнерами. Например: «Добрый день!» – «Здравствуйте!; «Хорошая погода сегодня, не правда ли?» – Да, приятно выйти на улицу»

Длительное общение растянуто во времени, включает в себя многочисленные серии коммуникативных актов и может затрагивать по своему содержанию множество различных вопросов, тем, проблем.

Как кратковременное, так и длительное общение может считаться законченным или незаконченным (прерванным) в зависимости от исчерпанности содержания темы или завершенности совместной деятельности.

В общении еще можно выделить внешнюю (видимую) и внутреннюю (невидимую) стороны.

Внешняя сторона общения представляет собой систему речевых и неречевых действий человека. Это те видимые и слышимые формы воздействия одного партнера на другого – слова, мимика, жесты, которые легко понимаются как участниками общения, так и сторонними наблюдателями их взаимодействия. Что говорится? Как произносятся слова? Какие жесты и мимические реакции их сопровождают? Насколько эти слова, жесты и мимика соответствуют сложившимся нравственно-этикетным нормам поведения.

На основе внешних проявлений мы можем говорить, что один ученик ведет себя спокойно, а другой агрессивно, можем судить об отношениях учащихся к своему учителю.

Внутренняя сторона общения – это биологические и социальные потребности, мотивы, интересы, чувства и другие побудители взаимодействия людей. Человек в общении с конкретным партнером испытывает, но не всегда проявляет внешне радость, страх, злорадство, беспокойство, озабоченность и т.п. Ученик подошел к учителю и обратился к нему с вопросом – это очевидно и для педагога, и для всех присутствующих в классе.

Интересный подход к описанию видов общения предлагает Т.С. Каган. Понимая общение как взаимодействие субъектов, ученый исходит из того, что в роли субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальная группа, а также определенный социум. Поэтому общение необходимо рассматривать как взаимодействие самых различных субъектов.

В связи с этим М.С. Каган предлагает другой аспект рассмотрения общения, выделяя во всем многообразии форм общения четыре основных вида: общение с реальным партнером; общение с иллюзорным партнером; общение с воображаемым партнером; общение воображаемых партнеров.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Изучение различных свойств памяти
Тест: «Картинки» Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые ...

Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства
Для того, чтобы определить, является ли план урока документом, мы должны выяснить, что же такое документ и какими отличительными чертами он обладает. Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать. На разных этапах истории в разных страх ...

Использование основных материалов в процессе создания работы
Материалом для доски служит тот самый линолеум, которым покрывают полы. Он состоит из мешковины, покрытой смесью молотой пробки со смолами, льняным маслом и красителями. Бывает и другой состав, с применением различных заменителей. Такой линолеум, как правило, плох для гравирования, он крошится под ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru