Разновидности общения

Страница 1

В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения, ученые, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического общения, не придерживаются.

Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психологического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично-ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение.

Например, для делового общения характерны довольно жесткая регламентация, строгая заданность отношений между партнерами, складывающихся в ходе их взаимодействия. Результаты делового общения можно предвидеть и прогнозировать.

В игровом общении нет такой жесткости в регламентации отношений между субъектами. Игровое общение несет в себе большой эмоциональный заряд, который способен стимулировать творческую активность как отдельной личности, так и группы. Результаты игрового общения довольно сложно прогнозировать.

Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике политического, религиозного, экономического общения.

При таком подходе очевидно, что педагогическое общение представляет собой один из видов общения. Предметом педагогического общения является сфера образования, в которой осуществляется взаимодействие учителей и воспитателей со своими коллегами, учениками и их родителями вокруг вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся.

В то же время при рассмотрении особенностей, присущих общению учителя с классом или с отдельным учеником, целесообразно использовать те или иные типологические характеристики общения. Например, мы можем говорить о деловом и игровом общении на уроке, об особенностях психических состояний и настроений учащихся в процессе этого общения.

Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев. Ученый утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую «клеточку» анализа «чистое» межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений. Поэтому А.А. Леонтьев исходит из того, что общение – это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. Вследствие этого правомерно выделить три вида общения: социально-ориентированное и личностно-ориентированное.

Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, доклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи. Допустим, рассматривает экологические проблемы конкретного рода или региона.

Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач – организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Это общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения – проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей.

Личностно-ориентированное общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть деловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность. Но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, а личностные проблемы общающихся.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Процедура определения психологической готовности к школе
Диагностика готовности к школе может преследовать следующие цели: понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе; выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, на ...

Задачи, неразрешимые циркулем и линейкой
Материал данного параграфа может использоваться на факультативных занятиях. Он может быть представлен ученикам, как в форме лекции, так и в форме докладов учеников. Большое внимание привлекали к себе в течение многих столетий задачи, которые с давних времен известны как "знаменитые задачи древ ...

Теоретические и методологические особенности структуры и содержания системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Более чем ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru