Понятие общения: сущность и содержание

Страница 1

Общение – одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения с различных позиций, то смыслы, которые вкладывают в понятие «общение», могут отличаться.

Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной, эмоционально-оценочной и иной информацией. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия на стыке социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение», которое стало использоваться отечественными психологами и педагогами.

Очевидно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей.

«Общение» как житейское понятие и «общение» как психолого-педагогическое понятие не совпадают по своему понятию, что в определенной степени усложняет изучение этого феномена.

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей профессионально-педагогического общения, важно, на наш взгляд, понять, в чем сущность феномена «общение», и проанализировать его взаимосвязь с близкими по смыслу общенаучными и психолого-педагогическими понятиями.

Сущность как философская категория означает смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от всех других вещей. Наряду с этим сущность должна отражать глубинные связи отношения, определяющие основные черты и текущее развитие данного явления.

Какие сущностные характеристики необходимо рассмотреть для описания общения?

Во-первых, это вопрос о субъекте и объекте общения: кого из партнеров можно считать субъектом, а кого – объектом общения? Чем взаимодействие типа «субъект – объект» отличается от взаимодействия типа «субъект – субъект»?

Во-вторых, это вопрос о взаимосвязи понятия «общение» с такими общенаучными понятиями, как «коммуникация», «деятельность» и «отношение», а также с педагогическими понятиями «воспитание», «обучение» и развитие».

В-третьих, это вопрос о разновидностях общения: какие существуют подходы к описанию различных видов общения и в чем их особенности?

Рассмотрим указанные сущностные характеристики общения более подробно.

Вопрос о том, кто из партнеров в процессе общения является субъектом, а кто выступает в качестве объекта – один из важнейших не только для теории педагогического общения, но и для педагогики в целом.

Чем субъект отличается от объекта? Как известно, исходной характеристикой субъекта, главным признаком, отличающим его от объекта, является активность.

Субъектность проявляет себя в способности человека выразить критическое преобразующее отношение к окружающему миру и собственной жизнедеятельности, быть распорядителем собственной жизни. Н.Е. Щуркова определяет субъектность как «способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, способность быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми».

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте
Важным аспектом музыкально-эстетического развития детей является учёт их возрастных особенностей. Раскрыть психолого-педагогические особенности подростков нам поможет рассмотрение особенностей сознания, восприятия, внимания, мыслительной деятельности, вовлекаемых в музыкально-творческий процесс на ...

Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой образовательного процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса ...

Условия, обеспечивающие психологический климат в ОУ
В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи. Методическая работа образовательных учреждений основывается на разных принципах. Одним из которых является - принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в учр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru