Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами

Педагогика сегодня » Развитие речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами » Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами

Страница 3

Таблица 2.

Уровни развития речи младших школьников (констатирующий эксперимент).

Уровень

Группа

Контрольная

Экспериментальная

Высокий

-

-

Средний

70%

60%

Низкий

30%

40%

Рисунок 1 - Диагностика уровня развития речи младших школьников (констатирующий эксперимент).

Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и организовали календарно-обрядовые праздники: "Кузьма и Демьян", "Осенины", "Рождество", "Масленица" (Приложение 5). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:

"В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…" (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);

"Русские потешки";

"В гости к хозяюшке" (знакомство с загадками);

"Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай". И др.

На занятиях широко применялись скороговорки ("Рассказывание по скороговоркам"), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: "Делу - время, потехе - час", настраивающей детей на последующую работу.

Итак, малые фольклорные жанры в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

в-третьих, активного включения детей;

в-четвертых, использования развивающего потенциала малых фольклорных жанров в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл (не было ни одного), средний балл - семеро детей (было шестеро), детей с низкой оценкой - трое (было четверо). В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются данные в начале эксперимента и после его завершения.

Таблица 3.

Результаты диагностики развития речи детей (контрольный эксперимент).

Груп-пы

Имя ребенка

Номер задания

Ср. арифм.

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Конт-рольная

1. Настя

2,5

1,5

3

1

1

2

2

2

2

1

3

1,5

1,9

средний

2. Вика

2

2,5

3

1,5

1,5

2

2

2

3

2

3

1,5

2,2

средний

3. Дима

1,5

2

3

2

2

2

2

2

3

1,5

2

1,5

1,9

средний

4. Женя

1

2

1

1,5

2

1,5

1,5

2

2

1

2

1

1,54

средний

5. Ваня

1

1

1,5

1

2

1,5

1,5

2

2

1

1,5

1

1,4

низкий

6. Настя

1

1,5

2

1

1

1,5

1,5

2

2

1

2

1

1,46

низкий

7. Катя

2

1,5

2

2

1

2

2

2

1,5

2

2

1,5

1,8

средний

8. Настя

1,5

2

2

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

1,5

1,8

средний

9. Инна

2

2

1,5

2

2

2

1,5

2

1,5

1,5

2

1,5

1,8

средний

10. Настя

1

2

2

1,5

1,5

2

2

2

2

1

3

2

1,8

средний

Ср. ариф.

1,55

1,8

2,1

1,5

1,55

1,85

1,8

2

2,1

1,4

2,25

1,4

Уровень

ср.

ср.

ср.

низ.

ср.

ср.

ср.

ср.

ср.

низ.

ср.

низ.

Экспери-мен-тальная

1. Рома

1

1

1,5

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1,5

1,29

низкий

2. Андрей

2,5

2

2

2

2

2,5

2

2

2,5

2

3

2

2,38

средний

3. Макс

3

2

3

2,5

2

2,5

3

2

3

2,5

3

2

2,54

высокий

4. Ярик

2

1,5

1

1,5

1

1,5

1,5

1,5

2

1

2

1,5

1,51

средний

5. Ира

1

1

1,5

1,5

2

1,5

2

2

1,5

1

2

1,5

1,54

средний

6. Ваня

3

2

2

2

2

2,5

2,5

2

2

1,5

2

1,5

2,08

средний

7. Ваня

1

1,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1,5

1,38

низкий

8. Валя

2

1,5

2

2

2

2,5

2

2

1,5

1,5

2

2

1,92

средний

9. Вадим

2

1

1,5

2

1,5

2

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,54

средний

10. Вера

1

1,5

1,5

1,5

2

1,5

1,5

2

1,5

1,5

1,5

1,5

1,54

средний

Ср. ариф.

1,85

1,45

1,7

1,75

1,7

1,95

1,9

1,8

1,85

1,45

2

1,6

Уровень

ср.

низ.

ср.

ср.

ср.

ср.

ср.

ср.

ср.

низ.

ср.

ср.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Структура различных форм классных часов на иностранном языке
Классный час-дебаты, способность вести переговоры и спор включает в себя множество лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений. Спор с его давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излагают свои аргументы и кон ...

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду. Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня б ...

Методический подход к формированию понятия "неравенства" по программе Истоминой Н.Б
С отношениями: столько же, больше, меньше дети знакомятся в 1 классе I четверти. На это отводится 4 урока. Основная задача этих уроков - научить младших школьников устанавливать взаимно-однозначное соответствие между предметами двух совокупностей. Не исключено, что большинство учащихся будут обраща ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru