Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников

Педагогика сегодня » Развитие речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами » Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников

Страница 2

При обучении детей начальных классов учителя часто используют загадки, т. к они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их используют на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изученном понятии, предмете, слове, букве, слове и т.д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

Взять хотя бы букварный период обучению чтению. Чтобы подвести учеников к выделению определенного звука или буквы, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке, посвященном выделению звука и буквы "же", можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести. Показать рисунок с изображением жука. И совсем другое - начать с загадки. Скажем, вот с такой:

Не жжужу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь на жжужусь.

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма.

Многие загадки очень поэтичны, радуют необыкновенно удачными сравнениями: из-под кустика хватыш - это волк; выну изо рта ягодку, оближу и опять положу - это расписная деревянная ложка; а вот топор: кланяется, кланяется, придет домой растянется.

Некоторые загадки действительно трудно отгадать:

Кину не палку,

Убью не галку,

Ощиплю не перья,

Съем не мясо.

(Удочка и рыба)

Дом шумит, хозяева молчат.

Пришли гости, хозяев забрали,

А дом в окошки ушел.

(Вода, рыба, рыбаки с сетью)

У кого есть ответ на все случаи жизни - и когда у тебя горе, и когда радость? Если молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался - на всякое твое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица.

Русские загадки записаны и дореволюционными и советскими собирателями в очень большом количестве. Эти маленькие, интересные произведения устного художественного творчества связаны со всем трудовым укладом, со всем бытом старой русской деревни. Немало сведений об ее хозяйственном обиходе, вложено в загадку, немало дается живых богатых зарисовок. Загадка неустанно пополняется новыми произведениями народной мысли и фантазии. Сейчас никто уже не складывает и мало кто помнит загадки о старой черной бане, об отживших глиняных рукомойниках или о тараканах в избе. Сейчас у народной загадки новые темы. Советские народные загадки говорят о новых колхозных машинах, о новой технике, о новых людях Советской страны.

Идет копач,

На нем силач,

Добывать калач.

(Трактор)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь.

(Самолет) Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состояния. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают мир. Так же они "имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)". Загадка, по словам К.Д. Ушинского, "доставляет уму ребенка полезное упражнение". По мнению современных педагогов, "процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству" .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств № 2» г. Мегиона ХМАО. В исследовании приняли участие 24 учащиеся 5-9 классов, составляющих хоровой коллектив и представляя собой разновозрастный сос ...

Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с патологией слуха
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семь ...

Работа логопедической службы МДОУ с родителями
Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед систематически встречается с родителями, информирует их об успехах и трудностях в работе с детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru