Сущность понятий "речь", "развитие речи"

Страница 3

Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь - звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение, эмоциональные окраски с помощью жестов и мимики и т.п.). Письменная речь - это передача информации (высказывания) в графическом виде (с помощью букв). Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения. Поэтому говорят об опережающем развитии устной речи. Письменная речь полнее и сложнее устной. Предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение. В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации. В некоторой степени это компенсируется знаками препинания. Письменная речь отягчена орфографией. Наконец, она составляется и протекает значительно медленнее.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. В связи с этим ряд задач решает школа:

1) Усвоение литературной языковой нормы. Детей учат отличать литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов, учат литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Школьники усваивают тысячи новых слов и новые значения известных им слов, грамматические формы и конструкции, учатся употреблять те или иные языковые средства в определенных речевых ситуациях.

2) Усвоение навыков чтения и письма. Вместе с этим дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

3) Совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:

а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознать свою коммуникативную задачу;

б) планировать содержание сообщения;

в) формулировать собственные мысли и понимать чужие;

г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. В этой

работе выделяются три направления:

1. работа над словом;

2. работа над словосочетанием и предложением;

3. работа над связной речью.

Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность. Работа над словом является лексическим уровнем. Работа над словосочетанием и предложением - это синтаксический уровень. Лингвистической базой для этих двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Работа над связной речью - это уровень текста. Основой этому является теория текста (лингвистика текста), логика, теория литературы. Эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т.д. Развивая речь учащихся, следует придерживаться четко определенных характеристик речи. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Перечислим основные требования к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, богатство, выразительность, ясность, правильность.

Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько говорящий или пишущий хорошо знает то, о чем говорит или пишет. Когда высказывание построено на знании фактов, на наблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно.

Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.

Точность речи. Это требование предполагает умение не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки изображаемого в речи.

Богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание - это требования, вытекающие из точности речи.

Ясность речи предполагает ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата речи. Ей вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями". Речь должна быть коммуникативной целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Основные условия развития коллектива
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования ...

Характеристика понятия неравенства. Неравенства с одной переменной
Пусть а и b – два числовых выражения. Соединим их знаком ">" (или <). Получим предложение a > b (или a < b), которое называют числовым неравенством. Например, если соединить выражение 6 + 2 и 13-7 знаком «>», то получим истинное числовое неравенство 6 + 2 > 13 - 7. Если ...

Изучение уровня мышления студентов
«Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru