Системе учебных заданий по обучению решения неравенств младших школьников

Педагогика сегодня » Методика обучения решению неравенств младших школьников в рамках альтернативных программ » Системе учебных заданий по обучению решения неравенств младших школьников

Страница 1

Учебные задания являются основным средством организации учебной деятельности учащихся. В них находят отражение цели, содержание, методы и формы обучения. Задания непосредственно выходят на ученика, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в развивающем курсе 1-4 классов имеют ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, нацеленных на отработку знаний, умений и навыков.

Так, при построении курсов математики в начальных и 5-6 классах, основной целью которых является формирование у учащихся знаний, умений и навыков, учитель обычно сам дает образец действий, сопровождая его необходимыми пояснениями, затем дети выполняют тренировочные задания, аналогичные тем, которые использовал учитель на этапе объяснения. После этого возможны творческие или нестандартные задания. Они обычно обсуждаются фронтально или предлагаются так называемым «сильным» ученикам.

Подобное построение системы учебных заданий не оказывает эффективного влияния на развитие мышления учащихся, так как процесс их выполнения не требует активного использования различных мыслительных операций.

В развивающем курсе математики, основной целью которого является формирование приемов умственной деятельности в начальных классах и активное их использование в 5-6 классах в процессе усвоения математического содержания, последовательность предлагаемых видов заданий существенно изменяется. Сначала это частично-поисковые, творческие задания. Процесс их выполнения может быть связан с догадкой, опирающейся в начальных классах на опыт ребенка, а в 5-6 классах на уже усвоенные знания, умения и навыки, с обсуждением различных вариантов и возможных способов действий, с организацией целенаправленного наблюдения, позволяющего включать в активную познавательную деятельность всех учащихся.

Обучающие задания выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся. При этом могут быть использованы различные методические приемы: организация целенаправленного наблюдения, анализ математических объектов с различных точек зрения, установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями, предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки», сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу, обсуждение различных способов действий.

Контролирующие задания (репродуктивные, частично-поисковые, творческие) используются только для выявления результатов работы с обучающими заданиями на этапе контроля и позволяют сделать вывод об уровне усвоения материала.

Таким образом, учебные задания в курсе «Математика», нацеленном на развитие мышления учащихся:

характеризуются возможностью их выполнения различными способами: практическими или дедуктивными (используя правила);

обладают свойствами ретроспективной и перспективной преемственности;

создают условия для повторения ранее изученных вопросов и самостоятельного построения обобщений.

Наша система учебных заданий состоит из четырех блоков. Каждый блок связан с решением определенных учебных задач:

I блок. Сравнение чисел в последовательности натурального ряда.

Он включает следующие вопросы:

Использование свойств натурального ряда чисел для их сравнения.

Использование символических знаков для сравнения двух чисел.

II блок. Сравнение числа и выражения.

Он включает следующие вопросы:

Сравнение числа и выражения на основе взаимосвязи компонентов и результата действий.

Сравнение числа и выражения на основе смысла действия.

III блок. Сравнение двух выражений.

Он включает следующие вопросы:

Сравнение двух выражений на основе свойств арифметических действий.

Сравнение двух выражений на основе взаимосвязи компонентов и результата действий.

Сравнение двух выражений на основе смысла действия.

IV блок. Решение неравенств.

Он включает следующие вопросы:

Решение неравенств методом подбора.

I Блок

Сравнение чисел в последовательности натурального ряда.

Учащимся предлагается последовательность чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6, …

Для каждого числа назовите предыдущее и последующее числа. Для любого числа можно назвать предыдущее число?

Выберите любое число последовательности. Сравните его с предыдущим числом, с последующим числом. Сформулируйте правило.

Запишите результат сравнения с помощью знаков

2 * 3, 4 * 5, 10 * 9, 1 * 2

Используя точки, отмеченные на числовом луче, запиши три любых верных неравенства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...

Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
Необходимость осуществления профилактической и коррекционной работы учителя на уроке обусловлена ростом в последние годы числа разного рода отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников. В этой связи со всей остротой встает вопрос о такой организации общения и совместной д ...

Программа блочного курса «История и культура прибалтийско-финских народов России»
В России свыше ста малых субъектов поликультурного воспитания. Среди них условно можно выделить коренные группы и иммигрантов. Положение малых субъектов далеко не одинаково. Часть коренных субъектов имеют государственно-культурную автономию и самостоятельность, другие – нет. Соответственно у них ра ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru