Методика работы с неравенствами в системе "Школа – 2100", по программе Петерсон Л.Г

Педагогика сегодня » Методика обучения решению неравенств младших школьников в рамках альтернативных программ » Методика работы с неравенствами в системе "Школа – 2100", по программе Петерсон Л.Г

Страница 1

Знакомство с понятиями «столько же», «больше», «меньше» основывается на практике детей из повседневной жизни, и дети безошибочно используют эти понятия для сравнения совокупностей предметов с числом элементов, не превышающим 5. Переход к большим числам, зрительно воспринимаемым как «много», требует изучения способа количественного сравнения совокупностей предметов с помощью составления пар. Рассмотрим один из возможных вариантов подведения детей к «открытию» этого способа.

Вначале учитель просит детей выстроиться парами — мальчик с девочкой. После того, как они построились, ставится вопрос: кого в классе больше — мальчиков или девочек? Почему? Выясняется, что если всем хватает пары, то мальчиков столько же, сколько девочек (число мальчиков равно числу девочек, М = Д). Если без пары остаются мальчики, то мальчиков больше, чем девочек, а если без пары остаются девочки, то больше девочек. В каждом из этих случаев число мальчиков не равно числу девочек: М ≠ Д.

Затем детям предлагается учебная задача. На доске нарисовано много треугольников и квадратов, которых трудно пересчитать визуально. Учитель просит сравнить их число. Тогда по аналогии с предыдущим построением дети предложат составить пары из треугольников и квадратов (фигуры на доске должны быть расположены так, чтобы эти пары были удобно образовывать). Несколько учеников выходят к доске и соединяют линиями треугольники и квадраты.

После этого дети сами должны объяснить, в каком случае число фигур в совокупностях равно (если всем хватает пары), а когда не равно (остаются «лишние», без пары). Таким образом, они «открывают» принцип сравнения совокупностей по количеству с помощью составления пар. Этот способ сравнения отрабатывается в заданиях №№ 1-3, стр. 44. В задании 1 надо сравнить число людей с числом вещей. Каждому человеку даем соответствующую вещь (кастрюлю — повару, кисть — художнику и т.д.). Так как каждый получает одну вещь и лишних вещей не остается, то вещей столько же, сколько людей (В = Л). Эту задачу можно разобрать фронтально, а остальные задачи предназначены для самостоятельного решения. В задании №2, стр. 44 таким же образом сравнивается число детей и конфет, машин и велосипедов. Ответ записывается в буквенной форме: Д = К (число детей равно числу конфет), М ≠ В (число машин не равно числу велосипедов).

После этого дети переходят к сравнению чисел с помощью знаков = и ≠. На первых двух рисунках дан образец выполнения задания. Учащиеся так же составляют пары предметов, проводя линии. Если оказывается, что в одной совокупности столько же предметов, сколько и в другой, то, значит, и соответствующие числа равны. В противном случае число предметов первой совокупности не равно числу предметов второй совокупности (в группе с большим числом предметов выделяется овалом правильная часть, равночисленная группе с меньшим числом предметов). Полезно уже на этом этапе проговаривать, где предметов больше, а где их меньше, и на сколько больше или меньше. Оставшиеся без пары предметы лучше раскрашивать цветными карандашами, чтобы яснее подчеркнуть, что именно они определяют, на сколько одно число больше (меньше) другого. Для решения задач на сравнение в дальнейшем детям останется лишь осознать, что число этих предметов надо искать действием вычитания, так как они составляют часть совокупности с большим числом элементов, но с этим дети знакомятся позже. Сейчас важно, чтобы дети усвоили следующее:

1) Составляя пары, можно сравнить число элементов двух совокупностей.

2) Если всем элементам хватает пары, то числа равны, а если нет — то числа не равны.

3) Оставшиеся без пары элементы показывают, какое из двух чисел больше и на сколько. Эти выводы отрабатываются и закрепляются на уроках 29-30 (задания N1, стр. 46; N 5, стр. 49), а затем и на последующих уроках после введения знаков > и <. Знаки > и < вводятся на 31-м уроке. Лучше, если их придумают сами дети. Урок можно начать с визуального сравнения совокупностей. - Где больше книг - в библиотеке или на парте?

- Кого в классе больше — учителей или учеников?

Ставится проблема — придумать знак, обозначающий, где больше предметов, а где их меньше. Знак «≠» неудобен тем, что он лишь фиксирует факт неравенства, не указывая, какое из количеств больше.

На доске в двух мешках размещается поровну предметов и между ними полосками обозначается равенство.

Затем из правого мешка несколько фигур перемещаются в левый. Как показать, что теперь в левом мешке предметов стало больше? Дети должны догадаться раздвинуть полоски, как клювик у птицы, получается знак «>».

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Общие методические рекомендации к изучению геометрических построений циркулем и линейкой
Обучение учащихся геометрическим построениям преследует две цели: обучение выполнению собственно геометрических построений и обучение решению задач на построение. Естественно, что каждому из этих вопросов в различных классах должно быть уделено различное внимание. В 7 классе основное внимание обращ ...

Понятие педагогической системы
В учебной и научной педагогической литературе до настоящего времени не сформулировано чёткое понятие "педагогическая система", не дано ясное представление о её структуре и функции. Это обстоятельство привело к тому, что термин "педагогическая система" употребляется в различных к ...

Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников
Проблема игры является одной из фундаментальных проблем наук Изучению ее различных аспектов посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Игра стала также предметом исследования философов, культурологов, к ней обращались социологи и педагоги, экономисты и мат ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru