Методический подход к формированию понятия "неравенства" по программе Истоминой Н.Б

Педагогика сегодня » Методика обучения решению неравенств младших школьников в рамках альтернативных программ » Методический подход к формированию понятия "неравенства" по программе Истоминой Н.Б

Страница 2

В этом случае останутся картинки, на которых нарисованы только зеленые звездочки. Можно убрать картинку, на которой нарисованы звездочки с четырьмя концами. Тогда останутся только пятиконечные звездочки. То есть при выборе "лишней" картинки в третьем ряду можно ориентироваться на признаки: цвет, форма, количество.

Учитель может сам составить интересные задания с ориентировкой на различные признаки.

Например, поместить на фланелеграф четыре картинки: на первой - три круга синего цвета, на второй-4 круга синего цвета, на третьей - 4 треугольника синего цвета, а на четвертой - 4 круга зеленого цвета.

При выполнении задания с такими картинками возможны три варианта: "лишняя" - первая картинка, так как если ее убрать, то все оставшиеся будут похожи по количеству предметов; "лишняя" - картинка с зелеными кругами. Если ее убрать, то на всех оставшихся будут фигуры одного (синего) цвета; "лишняя" - картинка, на которой нарисованы треугольники. Если ее убрать, то на всех оставшихся будут одинаковые фигуры (круги).

С отношениями больше, меньше, столько же дети работают в течение всего курса 1 класса. Во время изучения темы "Числовой луч", учащиеся знакомятся со знаками >, <, пользуясь которыми они записывают числовые неравенства. Здесь же они знакомятся с термином "неравенства", а также с понятиями – верные и неверные неравенства. Уже в задании (№ 144,стр.) учащиеся учатся записывать неравенства, используя знаки сравнения.

Также нужно отметить, что с понятием "неравенство", дети знакомятся чуть раньше, чем с понятием "равенство".

В качестве символической модели используется отрезок натурального ряда (ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов: "5<9, так как число 5 называется при счете раньше, чем 9).

В качестве графической модели используется числовой луч, на котором дети отмечают точки, соответствующие натуральным числам.

Переход к сравнению выражений осуществляется практически сразу. Сначала сравнивают выражение и число (число и выражение). В № 159 используются неравенства вида: 2 + 4 > 5 и 7 < 3 + 3. Здесь учащиеся сравнивают, прибегая к операциям над множествами: находят значение выражения и сравнивают его с заданным числом.

В дальнейшем учащиеся сравнивают два выражения (№ 174, 178 и др.). Здесь дети сравнивают не только на основе смысла действий, но и используют логические приемы мышления: 3 + 2 < 4 + 2, так как одно из слагаемых одинаково, а 3 < 4.

Здесь же в 1 классе идет подготовительная работа для решения неравенств с переменной, (с.100 №232). Неравенства задаются с использованием условного знака, который дети называют окошечком, например: 9 - 3 > 9 - 8 - < 8 - 6

Термины "решить неравенство", "решение неравенства" не вводятся, так как во многих случаях ограничиваются подбором значений переменной, при котором получается верное неравенство.

При изучении действий в других концентрах упражнения на сравнения и решения неравенств усложняются - более сложными становятся числа и выражения: 57 + 28…57 – 28 (2 класс, с. 107 №318), (80 + 12) : 2…80 : 2 + 12 (3 класс, с. 110 № 350), 36084 ∙ 7 … 36084 ∙ 5 (4 класс, с.17 № 34), ¼ …¾ ( 4 класс, с. 218 №552).Во втором классе учащиеся сравнивают единицы длины:

5м 3дм…5м 4дм, 35дм…34дм 5см (с. 111 № 337),

в третьем – единицы времени: 7 мин 15с 445с (с. 164 № 549). единицы S, массы?

В IV классе (4 четверть) вводится понятие переменной. Здесь же учащиеся решают неравенства с переменной методом подбора значения переменной. Стр. 201 № 513.

Какие числа можно записать вместо а, чтобы получились верные числовые неравенства:

а + 290 < 300 – 6

а – 180 < 96 : 16

Таким образом, с понятием "неравенство", в системе Истоминой Н.Б., дети знакомятся в 1классе. В результате установления взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств. При этом используются предметные, графические и символические модели. Сравнение чисел проходит от простого к сложному. Сначала сравниваются два однозначных числа, затем выражения, затем двузначные, трехзначные и многозначные числа. При этом сравнения выражений тоже усложняется. Сравнения происходит на основе вычислительных навыков, на основе смысла действия, на основе свойств действий, на основе знания нумерации.

Уже в 1 классе дети не только сравнивают числа и выражения, но и решают неравенства. А в 4 классе вводится буквенное обозначение переменной.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В настоящее время постоянно повышается интерес к проблеме образования слабослышащих детей. Возникает необходимость создания системы специального образования по физической культуре в России, которая приблизили бы её к цивилизованному пути решения проблем воспитания детей с физическими недостатками. ...

Требования, предъявляемые к программному обеспечению учебного назначения
Требования к обучающим программам Существуют общие требования к качеству любого программного продукта: производительность; легкость и простота использования; гибкость (возможность изменять, добавлять, расширять); способность к взаимодействию (возможность интегрировать с другими приложениями); целос ...

Методический инструментарий отслеживания результатов апробации
Мы определили следующие средства изучения повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. Косвенные Прямые -наблюдение; -беседа с учителем английского языка -экран настроения (в начале и по окончанию урока) -анкета Таблица критериев и показателей наблюдения за участием учащихся 7класса Б ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru