Методический подход к формированию понятия "неравенства" по программе Истоминой Н.Б

Педагогика сегодня » Методика обучения решению неравенств младших школьников в рамках альтернативных программ » Методический подход к формированию понятия "неравенства" по программе Истоминой Н.Б

Страница 2

В этом случае останутся картинки, на которых нарисованы только зеленые звездочки. Можно убрать картинку, на которой нарисованы звездочки с четырьмя концами. Тогда останутся только пятиконечные звездочки. То есть при выборе "лишней" картинки в третьем ряду можно ориентироваться на признаки: цвет, форма, количество.

Учитель может сам составить интересные задания с ориентировкой на различные признаки.

Например, поместить на фланелеграф четыре картинки: на первой - три круга синего цвета, на второй-4 круга синего цвета, на третьей - 4 треугольника синего цвета, а на четвертой - 4 круга зеленого цвета.

При выполнении задания с такими картинками возможны три варианта: "лишняя" - первая картинка, так как если ее убрать, то все оставшиеся будут похожи по количеству предметов; "лишняя" - картинка с зелеными кругами. Если ее убрать, то на всех оставшихся будут фигуры одного (синего) цвета; "лишняя" - картинка, на которой нарисованы треугольники. Если ее убрать, то на всех оставшихся будут одинаковые фигуры (круги).

С отношениями больше, меньше, столько же дети работают в течение всего курса 1 класса. Во время изучения темы "Числовой луч", учащиеся знакомятся со знаками >, <, пользуясь которыми они записывают числовые неравенства. Здесь же они знакомятся с термином "неравенства", а также с понятиями – верные и неверные неравенства. Уже в задании (№ 144,стр.) учащиеся учатся записывать неравенства, используя знаки сравнения.

Также нужно отметить, что с понятием "неравенство", дети знакомятся чуть раньше, чем с понятием "равенство".

В качестве символической модели используется отрезок натурального ряда (ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов: "5<9, так как число 5 называется при счете раньше, чем 9).

В качестве графической модели используется числовой луч, на котором дети отмечают точки, соответствующие натуральным числам.

Переход к сравнению выражений осуществляется практически сразу. Сначала сравнивают выражение и число (число и выражение). В № 159 используются неравенства вида: 2 + 4 > 5 и 7 < 3 + 3. Здесь учащиеся сравнивают, прибегая к операциям над множествами: находят значение выражения и сравнивают его с заданным числом.

В дальнейшем учащиеся сравнивают два выражения (№ 174, 178 и др.). Здесь дети сравнивают не только на основе смысла действий, но и используют логические приемы мышления: 3 + 2 < 4 + 2, так как одно из слагаемых одинаково, а 3 < 4.

Здесь же в 1 классе идет подготовительная работа для решения неравенств с переменной, (с.100 №232). Неравенства задаются с использованием условного знака, который дети называют окошечком, например: 9 - 3 > 9 - 8 - < 8 - 6

Термины "решить неравенство", "решение неравенства" не вводятся, так как во многих случаях ограничиваются подбором значений переменной, при котором получается верное неравенство.

При изучении действий в других концентрах упражнения на сравнения и решения неравенств усложняются - более сложными становятся числа и выражения: 57 + 28…57 – 28 (2 класс, с. 107 №318), (80 + 12) : 2…80 : 2 + 12 (3 класс, с. 110 № 350), 36084 ∙ 7 … 36084 ∙ 5 (4 класс, с.17 № 34), ¼ …¾ ( 4 класс, с. 218 №552).Во втором классе учащиеся сравнивают единицы длины:

5м 3дм…5м 4дм, 35дм…34дм 5см (с. 111 № 337),

в третьем – единицы времени: 7 мин 15с 445с (с. 164 № 549). единицы S, массы?

В IV классе (4 четверть) вводится понятие переменной. Здесь же учащиеся решают неравенства с переменной методом подбора значения переменной. Стр. 201 № 513.

Какие числа можно записать вместо а, чтобы получились верные числовые неравенства:

а + 290 < 300 – 6

а – 180 < 96 : 16

Таким образом, с понятием "неравенство", в системе Истоминой Н.Б., дети знакомятся в 1классе. В результате установления взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств. При этом используются предметные, графические и символические модели. Сравнение чисел проходит от простого к сложному. Сначала сравниваются два однозначных числа, затем выражения, затем двузначные, трехзначные и многозначные числа. При этом сравнения выражений тоже усложняется. Сравнения происходит на основе вычислительных навыков, на основе смысла действия, на основе свойств действий, на основе знания нумерации.

Уже в 1 классе дети не только сравнивают числа и выражения, но и решают неравенства. А в 4 классе вводится буквенное обозначение переменной.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Диагностика эмоционально-ценностного отношения к музыке
Исходя из анализа программ предмета «Музыка» по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке, нами была сформулирована гипотеза практической части о том, что: если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлият ...

Анализ проблем развития среднего профессионального образования и предложения по их разрешению
Функционирование и развитие среднего профессионального образования сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы. В условиях нестабильности социально-экономической ситуации в Росс ...

Вторичная диагностика результатов индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Для того, чтобы проверить эффективность нашей работы, мы провели вторичную диагностику. Для этого были использованы те же диагностические методики, которые применялись при первичной диагностике. I) При повторном заполнении "Карты наблюдения Д. Стотта" также была организована совместная ра ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru