Методический подход к формированию понятия "неравенства" по программе Истоминой Н.Б

Педагогика сегодня » Методика обучения решению неравенств младших школьников в рамках альтернативных программ » Методический подход к формированию понятия "неравенства" по программе Истоминой Н.Б

Страница 1

С отношениями: столько же, больше, меньше дети знакомятся в 1 классе I четверти. На это отводится 4 урока. Основная задача этих уроков - научить младших школьников устанавливать взаимно-однозначное соответствие между предметами двух совокупностей. Не исключено, что большинство учащихся будут обращаться к счету предметов. Например, выясняя в задании № 42 "Чем похожи картинки слева и справа?"

картинка, они могут ответить: "Слева 6 груш, а справа 5 бананов", "Груш больше, чем бананов", "Бананов меньше, чем груш". В центре внимания детей должны быть различные приемы установления взаимно-однозначного соответствия. Если задание выполняется на фланелеграфе, то можно под каждым предметом одной совокупности поместить предмет другой совокупности и в результате этих действий сделать вывод о количестве предметов, пользуясь понятиями "больше", "меньше", "столько же". Соединить предметы линиями не всегда возможно. Поэтому, рассматривая нижний рисунок задания № 42, учитель знакомит детей еще с одним приемом - одновременным зачеркиванием по одному предмету в одной и другой совокупности.

Следует также иметь в виду, что для характеристики сходства и различия картинок слева и справа в том же задании можно использовать и другие признаки. Например, слева и справа - фрукты (груши и бананы), они одинакового цвета, но различны по форме, слева и справа - ягоды, они одинаковы по цвету, но разного размера, слева и справа - квадраты, они одинаковы по форме и размеру, но различны по цвету.

В дополнение к этим упражнениям можно предложить учащимся нарисовать в тетради слева произвольное число кружков (кто сколько успеет за отведенное время), а затем подумать, как нарисовать справа столько же кружков. Самый удобный способ - зачеркнуть кружок слева и сразу же нарисовать кружок справа.

Этот же прием можно использовать при выполнении заданий № 43, 44, 46, 47, 49, наложив на страницу учебника прозрачный лист бумаги или пленки. Дети выполняют задание самостоятельно, а для проверки высказанных ими суждений учитель использует фланелеграф, с которого ученики могут снимать, например в задании № 44, ежика и соответствующее количество грибов. Задание № 45 тоже связано с понятиями "столько же", "больше", "меньше". Учащиеся выполняют это задание по отношению к картинкам, которые нарисованы слева. Желательно, чтобы, указывая на признак, по которому соединены картинки, они употребляли термин "столько же". Но можно и по-другому выразить результаты своих наблюдений. Например, "Картинки соединили по признаку количества. Соединили картинки с одинаковым числом предметов и кругов". Для обоснования такого ответа ученики обычно пересчитывают предметы и круги. При анализе картинок, нарисованных справа, большинство из них также обращается к счету, но не все могут справиться с обобщением полученных результатов. Некоторые формулируют свои наблюдения конкретно "рыбок соединили с червяками", "лягушек с мухами", "собак с косточками". В этом случае учителю необходимо дополнить задание учебника вопросом: "Чем похожи все пары картинок?" (Каждую картинку с животными соединили с картинкой, на которой нарисована их любимая пища. На всех картинках предметов больше справа, чем слева). Дети могут эту мысль сформулировать так "всем рыбкам хватит по червяку и один останется", "всем лягушкам достанется по мухе и одна останется" и т.д.

При выполнении задания № 48 первоклассники также используют способ установления взаимно-однозначного соответствия. На левой картинке большие круги соединены с маленькими, на правой - красные круги соединены с синими. Рассматривая левую картинку, большинство детей замечает, что круги образуют пары, но не каждый ребенок справляется с выделением того признака, по которому эти пары составлены. В этом случае целесообразно обратиться к детям с таким вопросом "Могу ли я утверждать, что на левом рисунке каждый красный круг соединен с синим?" Они быстро отвергают это предложение, указав на пару, в которой оба круга синие или оба круга красные, но при этом замечают, что в той и в другой паре один круг большой, а другой - маленький.

В задании № 50 следует иметь в виду два варианта. Можно считать "лишней" картинку, на которой нарисованы яблоки. Если ее убрать, то останутся только те, на которых нарисованы овощи. Но можно рассуждать иначе. На всех картинках, кроме одной, нарисовано по два предмета. Ориентируясь на этот признак, ребята указывают на картинку с тремя морковками. Аналогично можно выполнить задание с картинками второго ряда: если считать "лишней" картинку с рыбами, то останутся картинки только с цветами. Если же ориентироваться на количество, то нужно убрать картинку с двумя цветками, тогда останутся картинки, на которых по три предмета. Для третьего ряда картинок возможны три варианта выполнения задания. Можно убрать картинку, на которой три звездочки, тогда останутся картинки с одинаковым количеством предметов. Можно убрать картинку с желтыми звездочками.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Отношение семейного воспитания и православной школы
Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа – церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа, которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а та, котор ...

Проектный подход в преподавании иностранных языков на современном этапе
Научно-техническая революция, повлекшая за собой мощный поток информации, предъявила свои требования к характеру владения иностранным языком и, тем самым, определила новые принципы методов обучения иностранным языкам. Традиционные педагогические технологии сегодня уже не обеспечивают полного усвоен ...

Основные приемы вязания
Первая петля в 1-ом ряду провязывается налицо, а в последующих рядах снимается. Последняя петля каждого ряда провязывается налицо. Первая и последняя петли в рисунок не входят и в схемах не изображены. Спицы должны быть толще нитки в 1—1,5 раза. Берем в левую руку спицу с набранными петлями. Нитку, ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru