Особенности развития творческих способностей дошкольников

Страница 1

Характерной особенностью расширения проблематики исследований развития творческой личности в системе образования в последние годы стал значительный рост числа работ, в которых изучается индивидуальность и особенности ее становления в различном возрасте. Особенно интересными и практически значимыми считаются работы по определению креативности в дошкольном возрасте.

При этом определение проявленных в детстве признаков незаурядности и творчества чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать качественное отличие творчества ребенка от творчества взрослого человека. В этой связи интересен вопрос о том, насколько допустимо использование для определения творческого потенциала детей таких показателей, как новизна и социальная значимость продуктов творчества. Поскольку дети еще не включены в процесс общественно-полезной деятельности, продукты их творчества не могут оцениваться с позиции объективной значимости. Такие характеристики, как уникальность и полезность получаемого продукта, у ребенка иные, чем у взрослого.

Следовательно, чтобы спрогнозировать последующие успехи в развитии творческих способностей и уровень развития творческого мышления детей, необходимо проводить исследование творческого мышления в комплексе с определением уровня развития дополнительных параметров, используя результаты исследования вербального творческого мышления, образно-логического мышления и различных операций мышления, воображения, вербальных способностей. Только комплексный подход к изучению творческого мышления признан всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития творческих способностей и творческого мышления.

Многие авторы отмечают, что основные компоненты творческой личности проявляются и развиваются в онтогенезе. Уже на начальном этапе становления личности – в дошкольном возрасте, адаптируются отдельные элементы творческого системного мышления. По мнению Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др. изучение биологических и социальных детерминант структуры личности и их роли в системной организации индивидуальности, способствует всестороннему раскрытию и максимальному развитию обучаемых с учетом готовности педагогов к управлению этим процессом.

Существует достаточно распространенная точка зрения – все дети творчески одаренные, а взрослые «неправильно» обучая их, подавляют в них творчество. Изучая вопросы обучения творчеству в детстве, В.С. Юркевич утверждает, что детская креативность имеет другую структуру и содержание, нежели взрослая. Детская, или «наивная», креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. У всех детей в дошкольном возрасте наблюдается спад креативности в силу того, что меняется структура и содержание самого феномена творчества. Решая задачи «усвоения и адаптации», ребенок овладевает социальными нормами и осваивает социальные стереотипы поведения, переходя на новый уровень развития. Более того, высокоодаренные дети дают стандартные ответы значительно раньше (уже к четырем годам), чем обычные дети. Причем, после специального развивающего обучения показатели креативности повышаются, а интеллектуальные дети (даже те, у которых первоначальные показатели креативности были низкими) дают более высокие результаты.

При изучении условий развития творческой личности выделяют два основных аспекта: значение личности преподавателя, как образца профессиональной компетентности, обладающего высокими нравственно-эстетическими принципами, коммуникативными способностями; психологические методы воздействия на творческую индивидуальность.

Развитие компонентов структуры творческой личности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).

Причем, развитие творческих способностей происходит неравномерно, в разные возрастные периоды ведущими выступают различные стороны творческой одарённости. С возрастом происходит усиление связи интеллекта и креативности, которое достигается в основном за счет вербальных составляющих интеллекта.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Воспитание детей с отклонением в развитии в семье
Л.С. Выготский («Мышление и речь» 1983г.) считал социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации, его природного недостатка, единственным научно состоятельным и верным путем. По мнению автора культурно-исторической теории, это означает включение ребенка в раз ...

Ограничения и недостатки использования игр в образовании
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра — очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока ...

Беседа как один их методов совершенствования культуры общения
Учителями начальной школы накоплен богатый опыт работы по формированию и совершенствованию культуры общения и речевого этикета на уроках русского языка. Одним из распространенных методов работы является беседа (термин беседы). В педагогической литературе предлагается беседа на тему «Волшебные слова ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru