Особенности развития творческих способностей дошкольников

Страница 1

Характерной особенностью расширения проблематики исследований развития творческой личности в системе образования в последние годы стал значительный рост числа работ, в которых изучается индивидуальность и особенности ее становления в различном возрасте. Особенно интересными и практически значимыми считаются работы по определению креативности в дошкольном возрасте.

При этом определение проявленных в детстве признаков незаурядности и творчества чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать качественное отличие творчества ребенка от творчества взрослого человека. В этой связи интересен вопрос о том, насколько допустимо использование для определения творческого потенциала детей таких показателей, как новизна и социальная значимость продуктов творчества. Поскольку дети еще не включены в процесс общественно-полезной деятельности, продукты их творчества не могут оцениваться с позиции объективной значимости. Такие характеристики, как уникальность и полезность получаемого продукта, у ребенка иные, чем у взрослого.

Следовательно, чтобы спрогнозировать последующие успехи в развитии творческих способностей и уровень развития творческого мышления детей, необходимо проводить исследование творческого мышления в комплексе с определением уровня развития дополнительных параметров, используя результаты исследования вербального творческого мышления, образно-логического мышления и различных операций мышления, воображения, вербальных способностей. Только комплексный подход к изучению творческого мышления признан всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития творческих способностей и творческого мышления.

Многие авторы отмечают, что основные компоненты творческой личности проявляются и развиваются в онтогенезе. Уже на начальном этапе становления личности – в дошкольном возрасте, адаптируются отдельные элементы творческого системного мышления. По мнению Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др. изучение биологических и социальных детерминант структуры личности и их роли в системной организации индивидуальности, способствует всестороннему раскрытию и максимальному развитию обучаемых с учетом готовности педагогов к управлению этим процессом.

Существует достаточно распространенная точка зрения – все дети творчески одаренные, а взрослые «неправильно» обучая их, подавляют в них творчество. Изучая вопросы обучения творчеству в детстве, В.С. Юркевич утверждает, что детская креативность имеет другую структуру и содержание, нежели взрослая. Детская, или «наивная», креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. У всех детей в дошкольном возрасте наблюдается спад креативности в силу того, что меняется структура и содержание самого феномена творчества. Решая задачи «усвоения и адаптации», ребенок овладевает социальными нормами и осваивает социальные стереотипы поведения, переходя на новый уровень развития. Более того, высокоодаренные дети дают стандартные ответы значительно раньше (уже к четырем годам), чем обычные дети. Причем, после специального развивающего обучения показатели креативности повышаются, а интеллектуальные дети (даже те, у которых первоначальные показатели креативности были низкими) дают более высокие результаты.

При изучении условий развития творческой личности выделяют два основных аспекта: значение личности преподавателя, как образца профессиональной компетентности, обладающего высокими нравственно-эстетическими принципами, коммуникативными способностями; психологические методы воздействия на творческую индивидуальность.

Развитие компонентов структуры творческой личности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).

Причем, развитие творческих способностей происходит неравномерно, в разные возрастные периоды ведущими выступают различные стороны творческой одарённости. С возрастом происходит усиление связи интеллекта и креативности, которое достигается в основном за счет вербальных составляющих интеллекта.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Принципы семейного воспитания
Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут не цело ...

Воспитание в коллективе
Понятие «коллектив» в педагогике – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. - Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции ...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитани ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru