Виды самостоятельных работ в обучении

Педагогика сегодня » Самостоятельная работа учащихся на уроке » Виды самостоятельных работ в обучении

Страница 2

определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку – где, как и какие признаки искать.

Приведем некоторые примеры.

Допустим, что после знакомства на уроках истории с понятием «война» в общем виде ученикам предстоит дать развернутое описание одной из конкретных войн эпохи рабовладения. Тогда, поставив перед ними задачу на развернутое описание, учитель:

дает краткую справку, в которой указывает годы войны, ее участников, их силы, основные этапы, сражения, результаты;

прочитывает некоторые выдержки из исторических документов, художественной литературы, если возможно, показывает фрагменты из учебных и художественных фильмов;

предъявляет перечень опорных понятий, имен исторических деятелей, военачальников, названий городов, мест сражений и т.д.;

указывает границы поиска существенных признаков сходства изучаемой войны с ранее изученными, а также существенные признаки отличия – характер войны, масштабность, время, особенности сражений.

Подобным образом можно на уроках географии подготовить учащихся к построению рассказа на описание, например, природных условий изучаемого географического региона; на уроках биологии – на описание строения растения или животного организма; физики или химии ~ на описание строения прибора, технического или химического сооружения.

Подготовка учащихся к выполнению заданий на объяснение ранее описанных объектов или явлений состоит из таких моментов. Учитель:

дает ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указывает на характер связей – причинно-следственные, функциональные, генетические, морфологические – и на границы их действия;

с целью выявления устойчивого характера связей или отношения показывает способы пробных преобразований (вычисления, измерения, построения, проведения опыта – в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемой модели объекта или явления на ранее изученную;

показывает возможные способы логического построения предложений, которые отражали бы найденные связи или отношения, – логические схемы предложений, их возможные варианты, способы кодирования (там, где это возможно и необходимо);

показывает типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему;

дает перечень опорных понятий и аксиоматических положений, используемых при доказательстве.

При подготовке учащихся по выполнению задания на уроке истории к объяснению войны в эпоху рабовладения это может иметь следующий вид. Учитель:

ставит задачу объяснить характер и причины войны, а также причины поражения или победы воюющих стран;

указывает ориентиры для распознавания связи между общественным строем воюющих стран и характером войн; ориентиры для распознавания причин войны, а также причин поражения или победы;

напоминает, по каким признакам устанавливается справедливый или несправедливый характер войны, и дает задание соотнести эти признаки с изучаемой войной; указывает типичные причины войн вообще и типичные причины поражения или победы воюющих сторон в принципе и предлагает соотнести их с теми причинами, которые характерны для данного случая;

дает логические схемы предложений, отражающих найденные закономерности: «…носила… характер (справедливый, несправедливый)»; «Основные(ая) цель войны – … (захват чужих территорий, рабов и пленных, богатств, сокрушение торгового конкурента и т.д.»; «Основные причины победы… (слабость и разобщенность противника, в том числе политическая, военная, экономическая)»; «Основные причины поражения…»;

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С.А, С.А.Архангельского, Е.Л.Белкина, В.И.Кагана, Ю.М.Калягина, В.М.Монахова, А.М.Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, А.А.До ...

Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в о ...

Работа логопедической службы МДОУ с родителями
Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед систематически встречается с родителями, информирует их об успехах и трудностях в работе с детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru