Методы изучения состояния звукопроизношения у детей

Страница 2

собака - маска - нос;

сено - василек - гусь;

зонт - коза;

зима - корзина;

цапля - овца - палец;

шуба - кошка - камыш;

жук - ножи;

щука - вещи - лещ;

чайник - очки - печь;

рыба - корова - топор;

река - варенье - дверь;

лампа - молоко - мел;

лето - колесо - соль.

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X, И). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования. Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, X и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно;

0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, 3, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны). Баллы, начисленные, за каждую из пяти групп суммируется, максимальное число баллов за все задания 15.

Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

губы в улыбке;

губы трубочкой – округленны, вытянуты вперёд;

язык лопаткой – узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта;

язык иголочкой - острый язычок высунуть из открытого рта;

варенье – облизать широким языком поочерёдно верхнюю и нижнюю губу;

лошадка – присосать язычок к небу пощелкать;

маятник - двигать язычком из одного угла рта в другой;

качели - рот раскрыть касаться кончиком языка то верхней, то нижней губы;

чередование движений губ улыбочка-трубочка.

Для того чтоб оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние 3 необходимо выполнять по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обратить внимание на их объем и темп выполнения точность конфигурации, симметричность наличие синкинезий, т.е сопутствующих непроизвольных движений (например при выполнение упражнений маятник нередко наблюдается сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком , синкинезии могут отличаться и со стороны моторики рук) гиперкинезов, т.е ненасильственное движение в мышцах речевого аппарата усиленное слюноотделение, тремора органов речи, т.е дрожание языка или губ, а также посинение артикуляционных органов или носогубного треугольника .

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Роль семьи в реабилитации и гражданском становлении ребенка с нарушением слуха
Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка ...

Значение и анализ возможностей компьютерных обучающих программ в формировании интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста
С появлением примеров компьютерного обучения к созданию компьютерных обучающих программ приобщились десятки тысяч педагогов - специалистов в различных областях знания, чаще всего в технических науках. В разрабатываемых ими программах, опираясь в основном на интуицию и практический опыт, они воплоща ...

Понятие общения: сущность и содержание
Общение – одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения с различных позиций, то смыслы, которые вкладывают в понятие «общение», могут отличаться. Изначально об ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru