Методы изучения состояния звукопроизношения у детей

Страница 1

Диагностика – деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка.

Методика: Т.А. Фотекова и А.Р. Лурия. Цель данных методик определение уровня развития мелкой моторики, состояние звукопроизношения у старших дошкольников, обследование артикуляционной моторики ребёнка.

Мелкая моторика

1.Анализ элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности .

Выполнение простых инструкции: «Сожми мою руку». Пройдись по комнате. «Попрыгай на одной ноге». Определение ведущей руки (выявление левшества).

2.Выявление синкинезии (пробы Заззо).

Кисти ребёнка помешаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом (создаётся игровая ситуация). Затем эксперементатор поочерёдно прикасается к каждому пальцу ребёнка кроме IV (движения которого и у здоровых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), говоря. «Подними только этот палец!»

На контурном изображении помечается непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках).

Оценка результатов:

5 баллов - задание выполняется без синкинезий.

4 балла - односторонние синкинезии в части заданий.

3 балла - односторонние синкинезии при выполнении каждого задания.

2 балла - двухсторонние синкинезии.

3. Оптико - кинестетическая организация движения - пробы на «праксис позы»:

сложение по подрожанию I и II пальцев в кольцо,

вытягивание I и III пальцев (либо II и V,I и II и т.п.)

В качестве помощи вводится игровые предъявления заданий:

поза «II - V» - «Сделай «козу рогатую»;

поза «II и III» - «Сделай зайчика»;

поза «I и II» - Сделай «кольцо» и посмотри через него на меня»

Оценка результатов

5 баллов - все задания выполняются правильно, без помощи экспериментатора.

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе

3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии.

2 балла - выполнить задания удаётся только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой руки) удерживает их при возникновении синкинезии)

1балл - задание не выполняется.

4. Динамическая организация двигательного акта

а) «перебор пальцами» - ребёнку предлагается поочерёдно прикоснуться большим пальцем к II, III, IV, V пальцу этой же руки. Такая серия движений должна производиться одновременно обеими руки. Задание следует выполнять сначала в медленном темпе (2-3 серии видении по 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5-7 серий движений за 5 секунд). При затруднениях вводится игровой компоненты и речевые команды : «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем - раз, два, три, четыре» или «Ты-командир, а твои пальчики - солдаты, командуй : раз, два, три, четыре……».

Оценка результатов:

5 баллов - задание выполняется правильно, в заданном темпе;

4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - вначале задание выполняется правильно, затем возникает дезавтоматизация движений (явление истощения)

2 балла - при выполнении задания нарушается формула движений (явление пересевераторности на истощении)

1 балл - задание не выполняется; формула движения не усваивается.

Исследование звукопроизношения.

Детям предлагают набор предметных картинок. Подбираются слова с различной слоговой структуры, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине и в конце слова.

Инструкция" повторяй за мной слова:

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Учебный аспект обучения
Социальное содержание цели или учебный аспект иноязычной культуры заключается в том, что ученик овладевает необходимыми видами речевой деятельности как средствами общения – говорением, письмом, чтением, аудированием. Чтобы «иноязычная культура» как учебный предмет полностью оправдала ее включение в ...

Психологические особенности дошкольников с речевыми нарушениями
Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом ме ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru