Взаимосвязь мелкой моторики и развитие речи

Страница 1

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и развитием речи занимались многие ученые. В трудах основоположников отечественной педагогики, психологии, дефектологии, таких как И.П. Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, можно встретить научные обоснования этой взаимосвязи. На них ссылается в своей книге доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академик педагогических наук СССР (ныне Российской академии образования) М.М.Кольцова провела исследования по выявлению взаимосвязи мелкой моторики рук и речи.

Степень развития движений пальцев

Степень развития речи

Степень развития общий моторики

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

Интересны данные наблюдений Л.А.Панашенко в Доме ребенка детей первых недель жизни. Наблюдения показали, что после тренировок (пассивных сгибаний и разгибаний пальчиков взрослым и массажа) шестинедельных младенцев были зафиксированы через 1 месяц высокочастотные ритмы в области двигательных проекций. А через 2 месяца - в будущей речевой зоне, в полушарии противоположном тренируемой руке!

Это позволяет автору сделать выводы, что «речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук».

Рассматривая взаимосвязь развития речи и движений, автор обращается к анатомическому строению головного мозга, гомункулусу (человечку) Пенфилда. Они обнаружил, что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованность лобных и височных отделов мозга. Величина проекции кисти и её близость к моторной зоне навели автора на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большее влияние на развитии активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Подтверждения этой мысли прослеживаются в работе, проведенной Л.В. Фоминой в Доме ребенка с группой детей от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев. Дети были разбиты на 3 группы, каждая из которых работала по своему плану. Кроме одинаковых занятий по развитию речи, в 1-ой группе не проводилось никаких занятий, во 2-ой - давались 20 минут свободного передвижения по полу, а в 3-ей -проводились ежедневные 20-минутные тренировки пальцев в играх (нанизывание пуговиц на проволоку, складывание пирамид и т.д.).

Результаты, полученные в 3-ей группе, были неожиданными даже для исследователей. Голосовые реакции, звукоподражание при целенаправленной тренировке тонких движений пальцев рук. Удалось получить в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе, где не было никаких дополнительных занятий.

М.М.Кольцова предлагает отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область руки считать еще одной речевой областью мозга.

Сделав выводы о необходимости тренировок движений пальцев рук параллельно с развитием артикуляционного аппарата, Кольцова М.М. предлагает начинать эту работу с детьми 6-7 месячного возраста. В этот период полезно делать массаж кистей рук. Взрослый поглаживает, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибает и разгибает каждый пальчик. Продолжительность занятия - 2-3 минуты ежедневно. С 10-месячного возраста предлагается тренировку сделать активной. Это приводит к повышенному тонусу пальцев рук ребенка. А для разностороннего развития функций руки необходима тренировка всех трех типов движения «сжатия, растяжения, расслабления». Поэтому, для достижения максимального эффекта автор предлагает построить упражнения так чтобы:

1) сочетались три типа движения: сжатия, растяжения, расслабления;

2) использовались изолированные движения каждого пальца.

Автор подчеркивает, что «приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение как можно больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными».

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Эргономические требования к обучающим программам
Опыт применения педагогических программных средств для повышения эффективности обучения учащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Это можно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителями которых являются профессиональные программисты, не имеющи ...

Особенности работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся
Анализируя проведенную работу, мы считаем необходимым отметить, что все компоненты выразительности речи необходимо формировать и закреплять систематически на всех видах речевой деятельности, музыкальных и индивидуальных занятиях, включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом у ...

Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выявлены важнейшие условия правильной речи. Рассмотрена организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивност ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru