Взаимосвязь мелкой моторики и развитие речи

Страница 1

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и развитием речи занимались многие ученые. В трудах основоположников отечественной педагогики, психологии, дефектологии, таких как И.П. Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, можно встретить научные обоснования этой взаимосвязи. На них ссылается в своей книге доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академик педагогических наук СССР (ныне Российской академии образования) М.М.Кольцова провела исследования по выявлению взаимосвязи мелкой моторики рук и речи.

Степень развития движений пальцев

Степень развития речи

Степень развития общий моторики

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

Интересны данные наблюдений Л.А.Панашенко в Доме ребенка детей первых недель жизни. Наблюдения показали, что после тренировок (пассивных сгибаний и разгибаний пальчиков взрослым и массажа) шестинедельных младенцев были зафиксированы через 1 месяц высокочастотные ритмы в области двигательных проекций. А через 2 месяца - в будущей речевой зоне, в полушарии противоположном тренируемой руке!

Это позволяет автору сделать выводы, что «речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук».

Рассматривая взаимосвязь развития речи и движений, автор обращается к анатомическому строению головного мозга, гомункулусу (человечку) Пенфилда. Они обнаружил, что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованность лобных и височных отделов мозга. Величина проекции кисти и её близость к моторной зоне навели автора на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большее влияние на развитии активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Подтверждения этой мысли прослеживаются в работе, проведенной Л.В. Фоминой в Доме ребенка с группой детей от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев. Дети были разбиты на 3 группы, каждая из которых работала по своему плану. Кроме одинаковых занятий по развитию речи, в 1-ой группе не проводилось никаких занятий, во 2-ой - давались 20 минут свободного передвижения по полу, а в 3-ей -проводились ежедневные 20-минутные тренировки пальцев в играх (нанизывание пуговиц на проволоку, складывание пирамид и т.д.).

Результаты, полученные в 3-ей группе, были неожиданными даже для исследователей. Голосовые реакции, звукоподражание при целенаправленной тренировке тонких движений пальцев рук. Удалось получить в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе, где не было никаких дополнительных занятий.

М.М.Кольцова предлагает отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область руки считать еще одной речевой областью мозга.

Сделав выводы о необходимости тренировок движений пальцев рук параллельно с развитием артикуляционного аппарата, Кольцова М.М. предлагает начинать эту работу с детьми 6-7 месячного возраста. В этот период полезно делать массаж кистей рук. Взрослый поглаживает, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибает и разгибает каждый пальчик. Продолжительность занятия - 2-3 минуты ежедневно. С 10-месячного возраста предлагается тренировку сделать активной. Это приводит к повышенному тонусу пальцев рук ребенка. А для разностороннего развития функций руки необходима тренировка всех трех типов движения «сжатия, растяжения, расслабления». Поэтому, для достижения максимального эффекта автор предлагает построить упражнения так чтобы:

1) сочетались три типа движения: сжатия, растяжения, расслабления;

2) использовались изолированные движения каждого пальца.

Автор подчеркивает, что «приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение как можно больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными».

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Методические рекомендации и программы учебных курсов
Основные результаты научных исследований могут как раз отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме. Не для кого не секрет то, что как показывает статистика, примерно 32% научных публикаций - это методические рекомендации. Приступая к подготовке методических рекомендаций, след ...

Особенности речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР
В данном параграфе рассмотрены особенности и признаки речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР, а также подходы и группы речевых нарушений Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой ...

Медико-физиологическая характеристика детей с умственной отсталостью
Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них неподвижны, страдают расстройствами урологических фу ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru