Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе

Педагогика сегодня » Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей » Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе

Страница 4

В процессе овладения новыми словами малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреб­лять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка).

Повышенный интерес к звуковой системе слова помогает ребёнку, изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны.

Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ее на другие склонения (дом — домов, ручка—«ручков»); допускаются часто ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»); неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных: санки вместо ранее произносимого «сянки». Дети все чаще начинают верно, произносить слова со стечением 2-3 согласных, становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов

(3—4 и более). Некоторые дети начинают сосредоточивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие ранее непроизносимые звуки, как звуки ы, э, х. приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц. (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в три года произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с («суба» вместо шуба), ж на з («заба» вместо жаба), ч на (( («цасы» вместо часы), щ на с или сь («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель). Сонорные звуки р, рь, л-заменяют звуком й или ль («йак», «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка).

С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносят и в тех словах, где их употребление неуместно, например, в тех словах, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо капуста, «клизовник» вместо крыжовник). Однако такие замены чаще всего наблюдаются во вновь овладеваемых словах, в давно усвоенных словах ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки, слоги, переставляют их. Например, слово, пожалуйста, могут произнести как «пожаста», температура как «тематура». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают верно, сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох детей, малыши в состоянии произнести гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3—5 с и более.

В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, отвечает им очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и передают ее верно, подражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то что он еще не может правильно произнести некоторые звуки, он подмечает неправильность произношения у своих сверстников, но в этом возрасте он еще не в состоянии осознать, в „чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» — репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова: «бии-бии»— гудит машина, «пии-пии»— пищит мышонок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Информация и развитие цивилизации
Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством. С. Залыгин «К вопросу о бессмертии» Информированные всегда будут властвовать над незнающими. И народ, подразумевающий в своем обществе наличие народовластия, должен обладать силой, которую дает ему информация. Джон А ...

Особенности развития творческих способностей дошкольников
Характерной особенностью расширения проблематики исследований развития творческой личности в системе образования в последние годы стал значительный рост числа работ, в которых изучается индивидуальность и особенности ее становления в различном возрасте. Особенно интересными и практически значимыми ...

Предложения по организационно-структурной поддержке введения элементов образовательного туризма в деятельность колледжа
В настоящий момент организационная структура колледжа сформирована без учета задач, которые необходимо выполнять для организации групп по программе образовательного туризма в рамках учебных планов. Поэтому в должностных инструкциях сотрудников колледжа, которые фактически занимаются выполнением раб ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru