Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе

Педагогика сегодня » Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей » Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе

Страница 3

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово - предложение (например, ребенок, прося у матери машину, произносит - «Би-би»). Такие слова-предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются они у детей в 1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев.

Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а в- 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырехсловные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.

К двум годам у некоторых детей появляются грамматические отношения между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. Однако предлоги и союзы в предложении еще отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребенком, не всегда доступны для слушателя. На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е; большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяются мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам г, д, с, з («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки), отсутствуют шипящие звуки, звуки л, рь, р.

В произнесении слов, кроме неправильного произношения звуков, отмечается упрощенное их произнесение, когда слово укорачивается или произносится только слог, чаще всего ударный или первый («ко» или «моко» вместо молоко).

Часто одно и то же слово ребенок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука, т. е. у него не всегда имеется устойчивое произношение одних и тех же слов.

На этом возрастном этапе у ребёнка ещё недостаточно окреп голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, в результате чего голос у малыша ещё недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими («пампам» вместо «бам – бам»). Дети уже в состояние менять голоса, например, выражать свою просьбу требовательным тоном.

На третьем году жизни ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным («собака спит»), но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна, хотя малыш в этом возрасте, верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени.

Несмотря на все достижения в развитии речи детей третьего года жизни, они еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим, с большим трудом воспринимается, особенно маленькими собеседниками.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в усвоении звуковой системы.

На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?» И т. д. И чем их больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем проч- , нее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей четвертого года жизни еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Методические особенности обучения детей физкультурным знаниям, умениям и навыкам
Формирование знаний в сфере физической культуры, практических умений и навыков осуществлялось в процессе специально организованного обучения детей 5-6 лет. Основные теоретические сведения дети получали на познавательных занятиях, организованных воспитателями групп. Занятия проводились один раз в не ...

Особенности мальчиков и девочек подросткового возраста
Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том числе и образовании. Половые ...

История развития информационных технологий
На всех этапах развития общества ИТ обеспечивали информационный обмен между людьми, а также странами, уровень и возможности хранения, регистрации и обработки информации, т.е. являлись синтезом методов оперирования человека с информацией в интересах его сферы деятельности. В последнее время степень ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru