Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе

Педагогика сегодня » Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей » Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе

Страница 2

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2—3 месяца появляется гуление, а в 3—4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова. Первые взаимоотношения между ребенком и взрослым строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.

Активному произнесению слов предшествует развитие пони мания речи: младенец поворачивает голову при назывании ему хорошо знакомых предметов, игрушек, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может назвать совершаемые им действия. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слово не как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, его свойства, т. е. не сущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению. В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8—9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые еще позднее. Запас слов годовалого ребенка также не одинаков, и колеблется он от двух-трех слов до 15—20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам — или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.

В первые месяцы - младенец произносит звуки непроизвольно, что указывает на хорошее его самочувствие. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечеткие, порой даже отсутствуют в родном языке, некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных народностей в этот период произносят одинаковые звуки, независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди, что указывает на огромное значение речи, взрослых в овладении ребенком звуко- произношением.

Начиная со второго полугодия, в лепете ребенка появляются довольно ясные звуки. Среди них чаще гласный звук а, из согласных в основном звуки п, б, м, к, т и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их. Таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.

Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого; в зависимости от того, в каком тоне он говорит, малыш соответственно реагирует: улыбается, перебирает ножками, кряхтит, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и, наоборот, кричит, если взрослый сердится. Конечно, на данном возрастном этапе малыш еще не понимает слов, произносимых, скажем, родителями.

К концу года ребенок произносит в основном Простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные м, п,б,н, т,д,к,г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие—меньше и менее четко. Качество произносимых звуков зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета в его развитии имеет большое значение.

Второй год-этот период резко возрастает способность ребенка к подража­нию речи взрослых,- интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Их называние в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость удивление (например, в связи с приходом матери, с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки, красочной картинки). Однако до полутора лет слова произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Малыш уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый ему предмет, а к 1 году 3 месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Итак, личностные новообразования учащихс ...

Патология слуха
В слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат. К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана); к звуковоспринимающему – все остальные отделы анализатора, начиная от волос ...

Опытно-экспериментальное исследование детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на начальном этапе обучения грамоте
Анализ системы коррекционной работы по использованию игровых технологий на начальном этапе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с ОНР Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru