Культурологическое образование

Страница 3

В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, освоения учащимися естественнонаучного метода познания делается акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие ответственного отношения к объектам природной среды и своему здоровью, в том числе, во внеурочное время, в результате включения учащихся в работу детского экологического центра, экологически ориентированных программ.

Старшая школа осуществила в этом году переход на профильное обучение в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и концепции “Профильного обучения”, осуществляется идея многопрофильной школы.

Особенностью обучения в профильной школе является двухуровневый стандарт изучения предметов.

Уровень А – общеобразовательный – это уровень изучения непрофильных предметов на “общекультурном уровне”.

Так, одной из целей изучения математики, является “формирование представлений о значимости математики как части общественной культуры развития цивилизации в современном обществе, географии – раскрыть роль географии как элемента общечеловеческой культуры, а также должна прослеживаться связь географии и культуры общества, биологии – дать знания, составляющие основу формирования мировоззрения, ценностных ориентаций, физики – разгрузка содержания и переориентация на знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры учащихся, экологизация содержания, химии – ориентировать процесс обучения на развитие личности каждого школьника, при этом содержание химического образования должно раскрывать нравственно-эстетические аспекты естественнонаучного знания, их социально-культурное значение.

Особое место для реализации принципов культуросообразности старшей школы имеет предмет “История”, который призван и на базовом и на профильном уровнях сформировать у старшеклассников целостное представление об истории человеческого общества, месте в ней истории России, способствовать освоению учащимися исторического и культурного наследия своей страны и человечества, исторически сложившихся ценностей и традиций российского общества. При изучении истории преобладающим является не фактологический, а культурологический подход. “Обществознание” призвано сформировать целостную картину мира и освоить ключевые социальные компетенции. “Иностранные языки” – представлять социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка. “Русский язык” – культуру речи. “Литература” – формировать культуру воспринимать художественное произведение и эстетический вкус.

Важнейшим элементом старшей профильной школы является введение в инвариантную часть курса “МХК”, который является структурно-образующим для культуросообразной школы, в основу данного курса положен принцип историко-культурный. Задачами его являются:

формирование у учащихся целостной, многомерной картины духовного развития человечества в зеркале мировой художественной культуры, как в исторической перспективе, так и в свете специфики закономерностей духовной сферы с её функциями сохранения и передачи традиций и архитипов, культурных кодов;

развитие способностей эстетического восприятия и осмысления как феноменов культуры, так и всего многообразия жизненных явлений, человеческой деятельности, проблем собственного жизнестроения;

выработка собственных (индивидуальных) мировоззренческих позиций на основе высоких идеалов отечественной и мировой художественной культуры.

В тех профилях, где данный курс не является инвариантным, он добавляется в вариативную часть.

В профильных классах старшей школы имеется возможность для широкого использования вариативной части для спецкурсов культурологического характера. Так, помимо “МХК”, в нашей школе преподаются курсы “Введение в философию”, “Религии мира”, “История Южного Урала”, “Русская эмиграция”, “Введение в социологию”, “Современная экономика”, “Российская цивилизация”, “История Южного Урала с организацией исследовательской работы учащихся”, имеющие целью расширение и углубление исторических и культурных знаний учащихся через изучение краеведческого материала и на близком для учащихся материале, воспитывает любовь к своему краю, интерес к его истории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Роль и значение витража в современном интерьере
Всем известно, насколько эффектно могут выглядеть в интерьере изделия из стекла. А если это изделия из цветного стекла – витражи, они становятся не только украшением, но и наиболее примечательным элементом любого помещения. Витражи используются для украшения зданий, как снаружи, так и изнутри, на п ...

Место спецкурса «Витраж в интерьере» в образовательном процессе
Отличительной особенностью данного спецкурса является изучение декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи с дизайнерской деятельностью. Широкое и многообразное внедрение видов творчества в педагогическую практику позволит научить цельно, образно, эстетически воспринимать как произведени ...

Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников
Ныне в таджикском обществе происходят прогрессивные изменения, и они охватывают все сферы жизни государства и общества, как политические и социально-экономические сферы, так и сферы культуры, прав и свободы граждан. Они касаются и образовательную сферу, которая должна быть приведена в соответствие ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru