Суть данного метода заключается в следующем: на одном из этапов знакомства с новым произведением или его относительно законченным фрагментом, обязательно предлагать ученикам вспомнить интонации из других произведений этого же композитора, а также близкие по образу интонации из произведений других авторов, произведения этого жанра. То есть, работа над любым произведением предусматривает установление связей нового произведения с уже знакомыми учащимся произведениям этого же стиля.
Второй метод подготовки к восприятию разучиваемых в дальнейшем песен, кюев и прослушиваемых произведений, здесь большое значение имеют специальные упражнения – моделирование всевозможных интонаций, попевок, оборотов.
В учебном процессе педагогом эти упражнения подбираются из кюев и произведений композиторов Казахстана.
Выполнение этих заданий заставляет учащихся глубже воспринимать музыку акцентировать свое внимание, слышать ее.
Следует отметить примеры активизации внимания школьников для музыкального восприятия
·прием новизны – учитель заинтересовывает учеников сообщением новой информации.
·прием новизны – учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию
·прием соучастия – учитель моделирует определенную информацию «представьте, что вы находитесь…»
·прием игры с голосом.
Я думаю, что эти методы помогут школьникам еще больше активизировать внимание и воспринимать музыку.
Применяя эти методы я убедилась в их эффективности. Наблюдение осуществлялось за работой учащихся двух вторых классов школы? 10 им. Н. Крупской, в одном из которых использовались приемы активизации внимания в процессе восприятия музыки.
Экспериментальный класс второй А, где проводился эксперимент. Контрольный класс второй Б, где уроки проводились без использования приемов и методов активизации внимания. Перед началом эксперимента была проведена диагностика внимания. Учащимся обоих классов 2 А и 2 Б было предложено прослушать два произведение «Енлик – Кебек» Г. Жубановой и «Колыбельную» Грига.
Дети получили задание дать характеристику услышанному, сопоставить, сравнить, определить отличия, перечислить какими средствами выразительности пользовались композиторы и выявить их роль в создании музыкального образа.
На доске была создана музыкальная координатно-языковая плоскость и детям было предложено заполнить ее характерами и настроениями, которые по их мнению соответствуют средствам музыкальной выразительности. Во время слушания у детей в ответах отсутствовал эмоциональный компонент, школьники были мало активны, затруднялись найти нужные слова для характеристики услышанного, в рассуждении отсутствовала логика.
Полученный результат диагностики внимания выглядит следующим образом:
2 А класс:
высокий уровень – 40%, средний уровень – 30%, низкий уровень – 30%
2 Б класс:
высокий уровень – 35%, средний уровень – 35%, низкий уровень – 45%
Таблица 1 Уровень восприятия музыки до эксперимента
Класс |
Низкий |
Средний |
Высокий |
2 А |
30,00% |
30,00% |
40,00% |
2 Б |
30,00% |
35,00% |
35,00% |
Рисунок 1. Уровень восприятия музыки до эксперимента 2 «А» класса
Рисунок 2. Уровень восприятия музыки до эксперимента 2 «Б» класса
Главной задачей было заинтересовать учащихся, внести эмоциональный компонент в каждый момент встречи с музыкой, а затем уже переходить к «расшифровке» всего того, что несет в себе музыка и пониманию основных музыкальных закономерностей.
Материалы о воспитании и обучении:
Примерная схема упражнений при работе со слабослышащими и глухими детьми
Схема построения занятий лечебной физкультурой. Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления навыка правильной осанки дыхательные упражнения. Основная часть: упражнения, обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мы ...
Тематический план
Тематический план – является частью учебной программы. Учебная программа - это документ, в котором дается характеристика содержания изучаемого материала по годам обучения и разделам (темам). Тематический план состоит из разделов, в которые входят темы. Тематический план распределяет часы по раздела ...
Задания, упражнения и игры для развития речи
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (с ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.