Приемы и методы активизации внимания младших школьников

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Приемы и методы активизации внимания младших школьников

Страница 5

Итак, подготавливая учащихся к восприятию произведения, учитель использует словесные методы в сочетании наглядно-слуховыми, с методами сравнения и анализа. Их выбор определяется спецификой произведения и общим направлением его последующего разбора. Сосредоточив внимание ребят на основных темах, педагог дает им ориентиры для «вхождения в действие образов», оставляя простор для творческого восприятия произведения.

Опытные учителя, способные предвидеть, как произведение будет воспринято школьниками, их реакции, ответы на поставленные вопросы (в том числе и проблемные), могут мастерски проводить беседы, увлекающие ребят и углубляющие внимание. В таких беседах педагог, гибко используя разнообразные методы (проблемные ситуации, сравнение, анализ), ведет учащихся по пути самостоятельных эстетических открытий. Для учителя главное состоит не в конечных выводах (хотя и они, безусловно, нужны), а в процессе движения к ним. Он не идет «мимо произведения», не превращает беседу в разговор по поводу него, а привлекает внимание ребят к деталям, выразительным средствам, помогая раскрыть своеобразие содержания музыки, ее неповторимость. Выразительно исполняя эпизоды произведения, он помогает детям находить точные и поэтические характеристики образов, яркие эпитеты, сравнения, жизненные аналогии. Вызывая у учащихся внимание и активное восприятие музыки, педагог создает условия, необходимые для «общения» с композитором, благодаря этому происходит обогащение их внутреннего мира, порождающее чувство радости, удовлетворения.

Словесные методы применяются также при обучении игре на инструментах, при разучивании песни, танца. Например, обучая детей игре на металлофоне, учитель показывает и объясняет, что движения кисти должны быть мягкие; разучивая танец, разъясняет выполнение музыкально-ритмических движений, рассказывает об условиях игры; формируя у детей звонкое, легкое звучание голоса, он проводит сравнение, предлагая вспомнить, как звучит колокольчик или поет птичка. Таким образом, сочетание словесных и наглядно-слуховых методов является необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков, приемов игры на детских музыкальных инструментах, навыков музыкально-ритмических движений.

Известно, что формирование навыков не самоцель, а средство, необходимое для выразительного исполнения. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы количество упражнений (практический метод) было минимальным, не отвлекающим от эстетических переживаний, а направленным на их воплощение».

От учителя требуется умение сочетать разнообразные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта учащихся. Например, при разучивании второклассниками русской народной песни «А я по лугу» педагог чередует вокально-хоровую работу с различными заданиями, способствующими активному усвоению и выразительному исполнению произведения. Он предлагает учащимся определить, повторяется ли мелодия. Вслушиваясь, они находят одинаковые и различные фразы, выкладывают их мелодии на фланелеграфе нотами-кружочками. Более долгие звуки фиксируются кружочками большой величины, а самый долгий, который нужно протянуть, – другим цветом, привлекающим к себе внимание. Наглядное представление мелодии используется для более точного ее воспроизведения и правильного распределения певческого дыхания.

Достижению и закреплению «чистого» интонирования мелодии первой фразы способствует и разучивание ее на металлофонах. Для выразительного исполнения учитель предлагает наметить исполнительский план песни. Учащиеся определяют изменение настроения каждого куплета в зависимости от текста и стараются передать его в пении. С таким же интересом они выбирают детские музыкальные инструменты, разучивают с учителем и исполняют ритмическое сопровождение к каждому куплету.

На последующих этапах работы можно предложить учащимся инсценировать песню, найти движения, характеризующие музыкальные образы. Дети сами предлагают различные варианты, оценивают выразительность движений и выбирают лучший из них. Таким образом, применение различных (в том числе и творческих) заданий активизирует внимание ребят, побуждает вслушиваться, глубже чувствовать и ярче передавать характер музыки в исполнении. Работа над песней становится для них интересной и увлекательной».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность и специфика развития творческих способностей детей
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъект ...

Спицы
Спицы являются основным инструментом для ручного вязания. Они бывают стальные, алюминиевые, пластмассовые, на леске или с гбким тросом не меняют своей формы. Эти качества стальных спиц являются незаменимыми, потому что даже малейшие шероховатости и царапины надламывают ворсинки ниток, из-за этого в ...

Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выявлены важнейшие условия правильной речи. Рассмотрена организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивност ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru