Приемы и методы активизации внимания младших школьников

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Приемы и методы активизации внимания младших школьников

Страница 3

• вступительное слово учителя;

• слушание произведения;

• беседа о прослушанном произведении;

• анализ произведения;

• повторное прослушивание.

Следует отметить приемы активизации внимания учащихся для музыкального восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приемов:

• прием новизны – учитель заинтриговывает учеников сообщением новой информации;

• прием персонификации – учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию;

• прием соучастия – учитель моделирует определенную ситуацию: «представьте, что вы находитесь…»;

• прием игры голосом;

В целом необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия произведений искусства школьниками, по Е.И. Кондрашкину, являются:

• систематическое педагогическое руководство;

• эмоциональная открытость и педагога, и детей. В этом смысле ценностные радость, удивление, восхищение детьми музыкой;

• интересная форма передачи детям музыкально-эстетических знаний;

• небольшие объемы музыкальных произведений, ибо «музыка, предлагаемая в больших пропорциях неподготовленному слушателю, превращается в организованный шум».

Все описанные методики и задания могут быть выполнены учащимися, если их мышление развивается в опоре на интонационный подход, на основе которого удаётся преподавать музыку, как специфическое интонационно-образное искусство. Одновременно устанавливая связи между отдельными её явлениями, а также связи между музыкой и другими искусствами, жизненным опытом самого ребёнка, развивать его творчество, фантазию, интуицию в процессе развития музыкального мышления, адекватного интонационной природе музыки.

Широкое использование имеет метод эмоционального воздействия во многом определяет успех музыкальной деятельности учащихся, а владение им говорит о мастерстве учителя. Эффективность метода всегда зависит от тех отношений, которые складываются между учениками и учителем, от его авторитета: сильное эмоциональное воздействие на ребят можно оказать только в обстановке доверия и взаимопонимания.

Интерес к музыке зависит от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления. Например, у учащихся вызывает интерес сообщение педагога о том, что русский композитор А.П. Бородин был одновременно и известным ученым-химиком.

Большим мастером создания ситуаций, вызывающих эффект удивления, была Н.Л. Гродзенская. Например, знакомя детей с «Детской песенкой» П.И. Чайковского («Мой Лизочек»), она увлекала их рассказом о необычном сказочном содержании песни: «Была одна девочка. Звали ее Лизой. Она была такая маленькая, что все называли ее Лизочек, была она ну прямо как Дюймовочка; могла даже сделать диванчик из одуванчика и на нем спала, зонтик сделала из листика сирени, вставку для платья – манишку – из крыльев комаришки, а карету-фаэтон заказала из скорлупы яичной и поехала на бал, башмачки заказала из скорлупы рачонка, и получилось у нее не два, а четыре башмачка…» После такого рассказа дети с большим интересом и вниманием слушали эту песенку П.И. Чайковского.

Стимулированию внимания к музыкальной деятельности способствует создание ситуаций успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения, например из-за отсутствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования. Поощряя ребят, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни. Некоторые учащиеся испытывают чувство неуверенности, боязни при выполнении творческих заданий, когда педагог предлагает «сочинить» свою песню или свой танец. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.

Развитию музыкального внимания детей способствуют игровые ситуации, которые обычно применяются в работе с младшими школьниками, В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации. Например, учитель дает детям куклу, просит уложить ее спать и спеть колыбельную. Играя в охотников и зайцев, одна часть ребят изображает смелых, решительных охотников, а другая – крадущихся зайцев. Игровые ситуации помогают также поддержать интерес детей к уроку, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Роль общения в онтогенезе
Согласно "Большому психологическому словарю", общение (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое ...

Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение ...

История изучения проблемы одаренности
Разработка методов измерения одаренности впервые была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. За основу была взята идея о том, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. О ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru