Приемы и методы активизации внимания младших школьников

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Приемы и методы активизации внимания младших школьников

Страница 2

Второй метод направлен на формирование связей и отношений между отдельными музыкальными впечатлениями учащихся. Существо нашего подхода в этом блоке заключается в том, что любое (известное или неизвестное) ребятам произведение появлялось на уроке не как самостоятельное, отдельное, а обязательно в связи, диалоге с другими произведениями этого же композитора, жанра, стиля, по образному строю и драматургии. Суть данного метода заключается в следующем: на одном из этапов знакомства с новым произведением или его относительно законченным фрагментом, мы обязательно предлагали ученикам вспомнить интонации из других произведений этого же композитора, а также близкие по образу интонации из произведений других авторов, произведения этого жанра. То есть, работа над любым произведением предусматривала установление родственных связей нового произведения с уже знакомыми учащимся произведениями этого же стиля, образного строя и условий бытования.

Для того чтобы приучить учащихся удерживать в сознании несколько интонаций одного композитора, сравнивать их между собой и уметь анализировать их, воспроизводя голосом и внутренними представлениями, была создана эта методика, элементы которой применялись на каждом уроке. В основе разных модификаций этой методики лежало стремление завязать диалог интонаций между учениками, в результате которого их представления о важнейших закономерностях музыкального искусства воплощались в форме взаимодействия фрагментов музыки из классических произведений, исполняемых самими детьми.

Для подготовки слуха к восприятию разучиваемых в дальнейшем песен, кюев и прослушиваемых произведений, большое значение имеют специальные упражнения – моделирование всевозможных интонаций, попевок, оборотов, сочетание ступеней лада. В учебном процессе педагогом эти упражнения подбираются из народных песен, кюев и произведений композиторов Казахстана. Для демонстрации проведения этого типа заданий учитель должен предложить кому-нибудь из учеников пропеть любую мелодию или её фрагмент и сам отвечал интонацией этого же композитора, но из другого произведения. Остальные учащиеся определяли: фрагменты из каких произведений, какого композитора были пропеты, сравнивали эти интонации между собой. Постепенно ученики начинали слышать стилевые особенности разных композиторов, активнее оперировали интонационными комплексами, сами пробовали отвечать на интонацию, предложенную учителем. Более сложный вариант этого задания: учитель должен петь интонацию из какой-либо части произведения, известного ребятам, а они должны были в ответ спеть интонацию из другой части этого же произведения или другую интонацию этой части. Сравнивая между собой интонации из одного произведения, ученики должны обнаружить их интонационное родство. Работая по этой методике, ребята сами найдут родство всех тем.

В следующем задании ученикам можно предложить сочинить слова к мелодиям из вокальных произведений. Этапы выполнения задания следующие: вначале мы разучиваем мелодию сочинения (без слов), затем определяем её образное содержание (о чём мелодия, какой человек в ней выражен, какое у него настроение, каковы его жизненные обстоятельства, что и как он мог бы сказать нам). После этого можно предложить сочинить поэтический текст, подходящий по смыслу, ритму и стилю к мелодии. Ученики должны сочинить, анализировать и отбирать лучшие варианты.

Выполнение этих заданий заставят учащихся глубже вслушиваться в музыку и слышать её «героя», моделировать его жизненные обстоятельства, ситуацию. При этом принцип концентрического прохождения учебного материала подразумевает цельность организации процесса восприятия посредством:

• цели как воспитания эстетически развитого слушателя музыки;

• логики как понимания детьми превалирующего значения духовного процесса в музыке;

• принципа диалога как сотворческого отношения автора и реципиента;

• механизма восприятия как единства эмоционального и рационального начал при некотором преобладании эмоционального в силу специфики музыкального искусств;

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Качественная характеристика внимания глухих учащихся
Под качественной характеристикой внимания принято понимать степень адекватности выполнения задачи на протяжении всего процесса деятельности. При характеристике внимания как сложного психического процесса выделяют ряд его функций, к числу которых, прежде всего, относят селекцию воздействий. Селекция ...

Личностные изменения подростков
Самые существенные изменения у подростков происходят в личностной сфере. Наиболее значимая характеристика развития личности - это формирование чувства взрослости. Виды взрослости хорошо изучены и описаны Т. В. Драгуновой: это подражание внешним признакам взрослости, равнение на психосексуальные обр ...

Планы уроков и методические комментарии к изучению задач на построение в курсе геометрии 8 класса
На изучение данной темы отводится два урока. Перед изучением данной темы необходимо рассмотреть задачу №385, где даётся доказательство теоремы Фалеса. Теорема Фалеса Теорема. Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямы ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru