Приемы и методы активизации внимания младших школьников

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Приемы и методы активизации внимания младших школьников

Страница 2

Второй метод направлен на формирование связей и отношений между отдельными музыкальными впечатлениями учащихся. Существо нашего подхода в этом блоке заключается в том, что любое (известное или неизвестное) ребятам произведение появлялось на уроке не как самостоятельное, отдельное, а обязательно в связи, диалоге с другими произведениями этого же композитора, жанра, стиля, по образному строю и драматургии. Суть данного метода заключается в следующем: на одном из этапов знакомства с новым произведением или его относительно законченным фрагментом, мы обязательно предлагали ученикам вспомнить интонации из других произведений этого же композитора, а также близкие по образу интонации из произведений других авторов, произведения этого жанра. То есть, работа над любым произведением предусматривала установление родственных связей нового произведения с уже знакомыми учащимся произведениями этого же стиля, образного строя и условий бытования.

Для того чтобы приучить учащихся удерживать в сознании несколько интонаций одного композитора, сравнивать их между собой и уметь анализировать их, воспроизводя голосом и внутренними представлениями, была создана эта методика, элементы которой применялись на каждом уроке. В основе разных модификаций этой методики лежало стремление завязать диалог интонаций между учениками, в результате которого их представления о важнейших закономерностях музыкального искусства воплощались в форме взаимодействия фрагментов музыки из классических произведений, исполняемых самими детьми.

Для подготовки слуха к восприятию разучиваемых в дальнейшем песен, кюев и прослушиваемых произведений, большое значение имеют специальные упражнения – моделирование всевозможных интонаций, попевок, оборотов, сочетание ступеней лада. В учебном процессе педагогом эти упражнения подбираются из народных песен, кюев и произведений композиторов Казахстана. Для демонстрации проведения этого типа заданий учитель должен предложить кому-нибудь из учеников пропеть любую мелодию или её фрагмент и сам отвечал интонацией этого же композитора, но из другого произведения. Остальные учащиеся определяли: фрагменты из каких произведений, какого композитора были пропеты, сравнивали эти интонации между собой. Постепенно ученики начинали слышать стилевые особенности разных композиторов, активнее оперировали интонационными комплексами, сами пробовали отвечать на интонацию, предложенную учителем. Более сложный вариант этого задания: учитель должен петь интонацию из какой-либо части произведения, известного ребятам, а они должны были в ответ спеть интонацию из другой части этого же произведения или другую интонацию этой части. Сравнивая между собой интонации из одного произведения, ученики должны обнаружить их интонационное родство. Работая по этой методике, ребята сами найдут родство всех тем.

В следующем задании ученикам можно предложить сочинить слова к мелодиям из вокальных произведений. Этапы выполнения задания следующие: вначале мы разучиваем мелодию сочинения (без слов), затем определяем её образное содержание (о чём мелодия, какой человек в ней выражен, какое у него настроение, каковы его жизненные обстоятельства, что и как он мог бы сказать нам). После этого можно предложить сочинить поэтический текст, подходящий по смыслу, ритму и стилю к мелодии. Ученики должны сочинить, анализировать и отбирать лучшие варианты.

Выполнение этих заданий заставят учащихся глубже вслушиваться в музыку и слышать её «героя», моделировать его жизненные обстоятельства, ситуацию. При этом принцип концентрического прохождения учебного материала подразумевает цельность организации процесса восприятия посредством:

• цели как воспитания эстетически развитого слушателя музыки;

• логики как понимания детьми превалирующего значения духовного процесса в музыке;

• принципа диалога как сотворческого отношения автора и реципиента;

• механизма восприятия как единства эмоционального и рационального начал при некотором преобладании эмоционального в силу специфики музыкального искусств;

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Психолого-педагогические требования к обучающим программам
Широкие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Поэтому любая обучающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям. Обучающая программа должна: позв ...

Формы и методы учебно-воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. 1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и харак ...

Личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Итак, личностные новообразования учащихс ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru