Восприятие как деятельность

Страница 9

Говоря о содержании музыкальных произведений, нельзя не заметить, что существует программная и непрограммная музыка. Программные произведения – это те произведения, в которых композитор либо указывает название произведения, то есть подразумевает наличие некоторой обобщённости программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но нужно отметить, что даже ярко изобразительные произведения имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

В потоке движений музыки друг друга сменяют музыкальные образы, которые в своем развитии, сопоставлениях, взаимодействиях и образуют содержательный план музыки. Эти музыкальные образы в отличии от малых форм, в крупных сочинениях организованы несколько по-иному. Различие прежде всего в том, что если в малых формах темы как таковой нет. а есть четко обрисованный в содержании образ – музыкальная «мысль – интонация» – противопоставленный таким же конкретным образом, то интонационно – тематические противоречия внутри сонатно-симфонического смысла определяют дальнейшее развитие не только данной части, но и произведения в целом.

Б. Асафьев указывал, что «…динамика процесса ясна: одна сфера не механически сопоставляется с другой, а своим развитием неизбежно вызывает другую, как свой антитезис. Из сопоставления возникает возможность дальнейшего движения музыки. Даже больше, чем возможность, – необходимость…».

Главным умением нового уровня для учащихся становится умение прогнозировать результат развития на основе своего музыкального жизненного опыта. Оно и формируется в процессе содержательного анализа, когда школьник ставится в позицию композитора. Такая позиция органически вытекает из представления о фигуре музыканта, о которой мы говорили со школьниками еще в первом классе, и в которой композитор – слушатель – исполнитель слиты воедино. Проблема развития музыкального восприятия во многом еще не решена. Музыкальное восприятие – это частный вид восприятия эстетического. Развитие музыкальной культуры школьников является главной задачей педагога, выражает настроения, эмоционально-психологические состояния. Музыка, в том числе и не связанная словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем сопоставляет различные образы в частях произведения.

Восприятие музыки – это творческий процесс, так как одно и тоже произведение рождает у разных людей различные музыкальные, внемузыкальные представления. Основой индивидуальной музыкальной культуры школьников можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. С помощью музыкально – эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведения, своих собственных впечатлений о них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает учащимся воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы о воспитании и обучении:

Комплекс коррекционных занятий в формировании личности ребёнка
Психологические проблемы ребёнка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направлен ...

Методическая схема изучения производной
I. Привести подводящую задачу, раскрывающую физический смысл понятия производной: свободное падение тела, которое не является равномерным. Охарактеризуем скорость падения в каждый данный момент времени t , т.е. введём понятие мгновенной скорости свободного падения тела. Известно, что средняя скорос ...

Высокотехнологическая образовательная среда
Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений, безусловно, составляет лишь одну из подсистем целой системы окружения субъектов учебно-воспитательного процесса, включающей еще и другие, не менее значимые компоненты. Вместе с тем техника и технологии имели и имеют огромное влияние как ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru