Восприятие как деятельность

Страница 9

Говоря о содержании музыкальных произведений, нельзя не заметить, что существует программная и непрограммная музыка. Программные произведения – это те произведения, в которых композитор либо указывает название произведения, то есть подразумевает наличие некоторой обобщённости программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но нужно отметить, что даже ярко изобразительные произведения имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

В потоке движений музыки друг друга сменяют музыкальные образы, которые в своем развитии, сопоставлениях, взаимодействиях и образуют содержательный план музыки. Эти музыкальные образы в отличии от малых форм, в крупных сочинениях организованы несколько по-иному. Различие прежде всего в том, что если в малых формах темы как таковой нет. а есть четко обрисованный в содержании образ – музыкальная «мысль – интонация» – противопоставленный таким же конкретным образом, то интонационно – тематические противоречия внутри сонатно-симфонического смысла определяют дальнейшее развитие не только данной части, но и произведения в целом.

Б. Асафьев указывал, что «…динамика процесса ясна: одна сфера не механически сопоставляется с другой, а своим развитием неизбежно вызывает другую, как свой антитезис. Из сопоставления возникает возможность дальнейшего движения музыки. Даже больше, чем возможность, – необходимость…».

Главным умением нового уровня для учащихся становится умение прогнозировать результат развития на основе своего музыкального жизненного опыта. Оно и формируется в процессе содержательного анализа, когда школьник ставится в позицию композитора. Такая позиция органически вытекает из представления о фигуре музыканта, о которой мы говорили со школьниками еще в первом классе, и в которой композитор – слушатель – исполнитель слиты воедино. Проблема развития музыкального восприятия во многом еще не решена. Музыкальное восприятие – это частный вид восприятия эстетического. Развитие музыкальной культуры школьников является главной задачей педагога, выражает настроения, эмоционально-психологические состояния. Музыка, в том числе и не связанная словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем сопоставляет различные образы в частях произведения.

Восприятие музыки – это творческий процесс, так как одно и тоже произведение рождает у разных людей различные музыкальные, внемузыкальные представления. Основой индивидуальной музыкальной культуры школьников можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. С помощью музыкально – эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведения, своих собственных впечатлений о них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает учащимся воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы о воспитании и обучении:

Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников
В основу методики констатирющего эксперимента положены современные представления о процессе формирования навыков чтения, о фунциональных системах, о сложных динамических процессах, лежащих в основе чтения. При разработке содержания методики нами были адаптированы приемы и технологии, указанные в ра ...

Техническая подготовка, как фактор, влияющий на эффективность игровой деятельности
Спортивные достижения волейболистов во многом зависят от уровня их технического мастерства, поэтому поиски путей оптимизации процесса технической подготовки - одна из важнейших проблем современного волейбола. В волейболе технику составляют приемы и способы, необходимые для ведения игры. Для пониман ...

Учебное пособие, учебник
Результаты научного исследования могут быть использованы в учебном пособии (учебнике). Мало кто знает то, что в отличие от всех упомянутых выше видов публикаций учебное пособие (учебник) не может, вообщем то, сводиться к изложению содержания только диссертационного исследования. Само-собой разумеет ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru