Восприятие как деятельность

Страница 9

Говоря о содержании музыкальных произведений, нельзя не заметить, что существует программная и непрограммная музыка. Программные произведения – это те произведения, в которых композитор либо указывает название произведения, то есть подразумевает наличие некоторой обобщённости программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но нужно отметить, что даже ярко изобразительные произведения имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

В потоке движений музыки друг друга сменяют музыкальные образы, которые в своем развитии, сопоставлениях, взаимодействиях и образуют содержательный план музыки. Эти музыкальные образы в отличии от малых форм, в крупных сочинениях организованы несколько по-иному. Различие прежде всего в том, что если в малых формах темы как таковой нет. а есть четко обрисованный в содержании образ – музыкальная «мысль – интонация» – противопоставленный таким же конкретным образом, то интонационно – тематические противоречия внутри сонатно-симфонического смысла определяют дальнейшее развитие не только данной части, но и произведения в целом.

Б. Асафьев указывал, что «…динамика процесса ясна: одна сфера не механически сопоставляется с другой, а своим развитием неизбежно вызывает другую, как свой антитезис. Из сопоставления возникает возможность дальнейшего движения музыки. Даже больше, чем возможность, – необходимость…».

Главным умением нового уровня для учащихся становится умение прогнозировать результат развития на основе своего музыкального жизненного опыта. Оно и формируется в процессе содержательного анализа, когда школьник ставится в позицию композитора. Такая позиция органически вытекает из представления о фигуре музыканта, о которой мы говорили со школьниками еще в первом классе, и в которой композитор – слушатель – исполнитель слиты воедино. Проблема развития музыкального восприятия во многом еще не решена. Музыкальное восприятие – это частный вид восприятия эстетического. Развитие музыкальной культуры школьников является главной задачей педагога, выражает настроения, эмоционально-психологические состояния. Музыка, в том числе и не связанная словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем сопоставляет различные образы в частях произведения.

Восприятие музыки – это творческий процесс, так как одно и тоже произведение рождает у разных людей различные музыкальные, внемузыкальные представления. Основой индивидуальной музыкальной культуры школьников можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. С помощью музыкально – эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведения, своих собственных впечатлений о них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает учащимся воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы о воспитании и обучении:

Общая характеристика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хище ...

Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления
Шаг 1. Определите цели выступления. Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы преследуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким. Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела. Убеди ...

Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru