Восприятие как деятельность

Страница 7

Это – собственно интонационное постижение музыки, которое обусловлено восприятием целого и может проявляться в любом разделе урока, будь то хоровое пение и др. Постепенно школьники учатся связывать определенные интонации с содержанием самого музыкального произведения. Анализ произведения начинается с определения содержания, художественной идеи, которое затем конкретизируется в музыке. Дети пытаются разобраться в том, какими средствами выразительности пользуется композитор, ищут знакомые интонации, определяют форму произведения. В результате содержательный анализ проходит с самого начала целостно и на теоретическом уровне – от общего к частному – а деятельность школьников приобретает творческий характер. Таким образом, содержательный анализ – это воссоздание творческого процесса в триединстве деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

Его осуществление начинается с выдвижения слушателем «авторской» художественной идеи, в свете которой выявляется закономерность организации выразительных средств в конкретной музыке (осмысление формы с позиции теоретика – исполнителя) с одновременной коррекцией и слушательской интерпретацией содержания музыки.

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать; исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; аккомпанируя на ритмических инструментах, двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.

Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется как слушание или слушание – восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение – это еще не все, важно осмыслить идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое находится в зависимости от уровня общего и музыкального развития.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы о воспитании и обучении:

Программа самообразования
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошко ...

Воспитание детей с отклонением в развитии в семье
Л.С. Выготский («Мышление и речь» 1983г.) считал социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации, его природного недостатка, единственным научно состоятельным и верным путем. По мнению автора культурно-исторической теории, это означает включение ребенка в раз ...

Правила и приемы в технике линогравюры
Линолеум бывает разной толщины, для гравирования наилучшая - 5 мм, наименьшая - 2,5 мм. Чтобы выпрямить согнутый кусок линолеума, надо его как следует прогреть и затем подержать под прессом. Перед шлифовкой доски надо осмотреть ее обратную сторону и соскоблить узелки с ткани. Затем приступают к шли ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru